Динамическая модель для работы правительства. Что говорил Мишустин о санкциях
Шапкозакидательских настроений в правительстве нет, подчеркнул премьерЭкономическую ситуацию в стране, которая возникла из-за введения беспрецедентного числа санкций, можно назвать сложнейшей за три десятилетия истории России. При этом ограничения дают уникальное «пространство возможностей», которым страна должна воспользоваться. Об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин в ходе отчета в Госдуме о работе кабмина.
«Шапкозакидательских настроений в правительстве нет. Мы знаем, что делать и как выполнять порученное нам главой государства», – подчеркнул Мишустин. По его словам, количество ограничений превосходит когда-либо вводимые в отношении любой другой страны – всего их уже свыше 6000. Для противостояния санкциям у страны «есть возможности», но экономике нужно хотя бы полгода, чтобы перестроиться «при таком ударе», отметил премьер-министр.
Сохраняется крайне высокий уровень неопределенности, поэтому властям нужно принимать решения не только по ходу развития ситуации, но и держа в голове возможные дальнейшие ограничения, отмечает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов: «Это такая динамическая модель для работы правительства». Полгода нужны на административную и юридическую проработку мер поддержки, говорит экономист. Кроме того, нужно разработать и принять документы, которые предусматривают новые порядки, в том числе в связи с уходом иностранных компаний.
Принято уже несколько пакетов мер поддержки экономики, которые предусматривают множество изменений законодательства, для того чтобы привести в действие принятые меры и довести средства до бизнеса и населения, нужно время, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. В 2020 г., когда началась пандемия, на это также понадобилось около полугода: все стало функционировать слаженно как раз к концу лета, вспоминает он.
Приоритеты работы
Правительство определило пять приоритетов на краткосрочную перспективу, которыми члены кабмина занимались последние недели, чтобы минимизировать ущерб от санкций, заявил Мишустин. Среди них обеспечение бесперебойной работы предприятий, расширение свободы предпринимательства внутри страны, поддержка уязвимых слоев общества, насыщение рынка товарами и секторальные меры поддержки бизнеса.
«Важнейший приоритет сегодня – обеспечить стабильную работу предприятий. Через новые производственные цепочки, которые не будут зависеть от того, что придумывают бывшие зарубежные партнеры», – заявил Мишустин. Для этого правительство увеличивает сумму субсидирования ставок по кредитам для отраслей промышленности и торговли с 40 млрд до 120 млрд руб. Компаниям также предоставлены льготные периоды по уплате кредитов с плавающей ставкой, такие же условия распространены на обслуживание лизинговых платежей. Для малого и среднего бизнеса правительство ввело кредитные каникулы и совместно с ЦБ расширило программы льготного кредитования, в том числе на пополнение инвестиционных и оборотных средств.
Есть послабления и в налоговой сфере, констатировал премьер. Правительство продлило срок перечисления ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль и изменило порядок учета курсовой разницы при его исчислении. Кроме того, снижен в 2 раза пени за просрочку уплаты налогов начиная со второго месяца, а у регионов появилась возможность устанавливать налоговые каникулы для новых индивидуальных предпринимателей. Для малых и средних предприятий также был продлен на шесть месяцев срок уплаты упрощенного налога за прошлый год и первый квартал текущего.
Для адаптации экономики помимо уже принятых мер необходима поддержка спроса там, где государство может это компенсировать, это, например, закупки техники, а также сфера технологий, строительство, система ЖКХ.
Кроме того, важно поддерживать финансовый сектор, чтобы бизнес мог по приемлемым ставкам провести импортозамещение. Не стоит забывать и про поддержку спроса со стороны населения, так как ухудшение платежеспособности напрямую влияет на бизнес, говорит Широв.
Поддержка населения
В начале марта сфера торговли – от производителя до продавца – столкнулась с ажиотажным спросом на ряд товаров первой необходимости, сообщил Мишустин. По его словам, сразу же нашлись те, кто решил заработать на страхах людей. «Жулики – надо прямо называть так тех, кто пытался нажиться на панических настроениях. Они создавали искусственный дефицит, придерживая продукцию на складе и выбрасывая ее в продажу уже совсем по другой цене», – отметил он.
Ажиотажный спрос в магазинах постепенно начал сходить на нет, констатировал премьер, при этом рост цен сохраняется, поэтому важно поддержать людей. По данным Минэкономразвития, годовая инфляция в России по состоянию на 1 апреля ускорилась до 16,7%. Подробные данные по росту цен за март Росстат представит 8 апреля.
Чтобы поддержать тех, «кто особенно уязвим», правительство проиндексирует социальные выплаты, в том числе семьям с детьми, а также пенсии, напомнил премьер, не назвав размер индексации. Кроме того, будет увеличен минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум, к которым привязаны социальные выплаты. Семьи с детьми в возрасте от 8 до 16 лет с апреля будут получать новые пособия в размере от 6000 до 12 000 руб. – мера охватит более 5 млн детей, отметил Мишустин.
Адресную поддержку гражданам в трудной жизненной ситуации должны оказывать и регионы, считает Мишустин: «Многое сейчас зависит от инициативы руководителей на местах, от их готовности брать на себя ответственность». По его словам, субъекты могут при необходимости «осуществить единовременные денежные выплаты, а также помочь с переквалификацией и дальнейшим трудоустройством».
У регионов действительно есть возможность точечно поддержать граждан, считает Климанов: у субъектов с начала года было рекордное количество бюджетных остатков на счетах и свободных финансовых ресурсов. Если говорить про инструментарий, то предоставление адресных мер более свойственно субъектам России, а не федеральному центру, потому что это должны быть шаги, которые учитывают местные проблемы и не вписываются в общие параметры, говорит экономист. При этом ситуация по регионам разнится: есть те, у кого есть финансовые возможности, и те, кто полностью зависит от федерального центра.
Работа иностранных компаний
Россия по-прежнему открыта для конструктивного диалога с иностранными компаниями, указал Мишустин. Но если зарубежный бизнес будет вынужден уйти, предприятие должно продолжить работу, считает премьер. «Ведь оно дает рабочие места, там трудятся наши граждане. Защита их интересов – наш приоритет», – подчеркнул он. Чтобы обеспечить альтернативу зарубежным поставкам, были сняты ограничения на параллельный импорт, напомнил премьер-министр, но это лишь частичное решение проблемы. Требуется системный подход с опорой на сильную собственную промышленность, добавил он.
В начале марта власти заявили о возможной национализации ушедших из России иностранных компаний. Для этого был подготовлен законопроект «О внешней администрации по управлению организацией», сейчас он находится в правительстве. 23 марта «Ведомости» писали, что московская мэрия предложила наделить руководителей субъектов более широким спектром полномочий при определении судьбы активов иностранных компаний, объявивших об уходе.
Национализация должна помочь экономике, но юридическая формула действий пока достаточно сложная, говорит Климанов. Если при этом будет предусматриваться компенсация изъятия имущества у иностранных компаний в пользу государства, это потребует больших расходов бюджета, отмечает эксперт, для начала нужно окончательно определиться, каким образом решить вопрос с собственностью.
«Национализировать – дело нехитрое, но что потом с этим делать?» – говорит Широв, ведь эти предприятия заточены на импортные комплектующие, на конкретные технологии, обладателями которых являются компании, которые уходят. По его словам, надо быть очень аккуратным и думать, насколько эта мера является актуальной и эффективной.