ЦБ может стать единым платежным агентом по евробондам российских компаний
Для выплат по внешним долгам будут использоваться замороженные резервы регулятораВласти придумали схему для расчетов российских компаний по долгам перед иностранными кредиторами. Функцию единого платежного агента по внешним обязательствам, в том числе для корпоративных эмитентов, могут передать Банку России. Об этом «Ведомостям» рассказал близкий к правительству источник. Об обсуждении такой опции известно собеседнику в крупном российском банке, а также источнику в компании – эмитенте еврооблигаций, знакомому с дискуссией.
По словам источников «Ведомостей», выплаты по долгам российских компаний перед иностранными кредиторами из недружественных стран будут проводиться лишь при условии разморозки заблокированных валютных резервов ЦБ. По словам источника, близкого к правительству, окончательное решение о переходе на такой механизм обслуживания российских внешних долгов еще не принято. Такой вариант не единственный из обсуждаемых и практического воплощения схема с передачей ЦБ функций единого платежного агента пока не получила, уточнил собеседник.
В случае одобрения схемы Банк России станет обязательным промежуточным звеном перед фактическими платежными агентами компаний, в большинстве случаев это крупнейшие американские или европейские банки. ЦБ будет давать им поручения вместо непосредственно эмитента долга на проведение выплат – только из заблокированных резервов. Аналогичным образом схему описал источник в крупном российском банке. ЦБ, по его словам, станет «платежным агентом перед другим платежным агентом». По его мнению, для одобрения такого варианта нужно политическое решение: даже с учетом того, что схема позволяет деблокировать российские резервы, у властей нет уверенности в том, что исполнение обязательств перед кредиторами из недружественных стран целесообразно на фоне все более ужесточающихся ограничений, в том числе адресных против российских компаний.
Собеседник в крупной промышленной группе говорит, что проект нового порядка обслуживания обязательств уже подготовлен и может быть объявлен в ближайшие дни. Представитель Минфина отказался от комментариев, в ЦБ и аппарате правительства не ответили на запрос. В пресс-службе Минфина ранее сообщали «Ведомостям», что совместно с Банком России и другими участниками финансового рынка прорабатывают альтернативные действующему механизмы расчетов по еврооблигациям (сейчас обслуживание внешних обязательств регламентировано указом президента № 95 от 5 марта 2022 г.).
Никаких гарантий
Схема с выплатами из замороженных резервов использовалась правительством для обслуживания суверенных еврооблигаций. О том, что власти готовы выплачивать купоны в валюте исключительно при условии разблокировки ресурсов, ранее объявлял министр финансов Антон Силуанов. По всей видимости, именно так до недавнего времени Минфин погашал свои обязательства: о том, что выплаты идут из заблокированных валютных резервов, сообщал РБК, эту информацию подтвердили источники «Ведомостей».
Но в ночь на 5 апреля Казначейство США объявило, что России запрещено проводить долговые платежи по суверенным долларовым облигациям из замороженных валютных резервов ЦБ, сообщило Reuters. Согласно генеральной лицензии Управления по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC), Россия и так не могла платить из замороженных резервов: кредиторам было разрешено принимать долговые платежи от России до 25 мая, но лишь при условии, что средства при этом не списываются со счетов Банка России, Минфина или фонда национального благосостояния в американских банках. Платежи из заблокированных резервов проходили благодаря выдаче индивидуальных разрешений американскому банку-корреспонденту минфина JPMorgan и его платежному агенту Citibank или Bank of New York Mellon.
Правила расчетов с иностранными кредиторами – как по суверенным, так и корпоративным обязательствам – регламентированы указом президента № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». Кредиторы из стран, не присоединившихся к санкциям, либо резиденты России смогут получить средства по имеющимся долговым обязательствам российских должников в рублях, а при наличии специального разрешения – в валюте долга, разъяснял ранее ЦБ.
Причем каких-либо ограничений на использование полученных кредиторами рублей, в том числе в части проведения конверсионных операций, не устанавливается, уточнял регулятор.
Рублевые выплаты в адрес кредиторов из стран, которые ввели санкции против России, в погашение долговых обязательств зачисляются на счета типа С в российских и иностранных кредитных организациях, следует из текста указа и разъяснений ЦБ. Фактически это в какой-то степени тупиковый путь и деньги на счете типа С просто зависают, отметил партнер PwC Максим Кандыба. Согласно решению ЦБ об установлении режима для таких счетов, кредитор может воспользоваться поступившими рублями на уплату налогов в России или на покупку ОФЗ.
Корпоративные заемщики могут получить от Минфина или ЦБ разрешение на перевод платежа в адрес кредиторов в том числе из недружественных стран в валюте долга. Но «виза» регуляторов не гарантирует получение платежа конечными держателями облигаций. Перевод купона может быть из-за санкций заблокирован платежным агентом эмитента долга. Именно в такую ситуацию попала, например, «Северсталь» (ее владелец Алексей Мордашов был включен в санкционные списки). Подразделение Citibank в Нью-Йорке отказалось проводить платеж компании в размере $12,6 млн по еврооблигациям на $800 млн с датой погашения в 2024 г., сообщал представитель металлургической группы 23 марта. Citibank действует в качестве ее основного платежного агента и агента по переводу и банка счета в отношении облигаций.
С аналогичными проблемами столкнулся также и производитель удобрений «Уралкалий». Ему отказал в переводе в счет погашения иностранного кредита французский Credit Agricole Corporate & Investment Bank (акционер группы Дмитрий Мазепин также находится под европейскими санкциями). Не смогли провести платежи по евробондам и компании, связанные с бизнесменом Андреем Мельниченко, – СУЭК и «Еврохим».
Ряд российских крупных компаний тем не менее смогли выплатить купоны в адрес иностранных кредиторов. Например, «Норникель» смог провести такую транзакцию, хотя и после получения специального разрешения от российского Минфина, сообщил в интервью РБК совладелец и президент компании Владимир Потанин (текст интервью был опубликован 12 марта). По словам одного из источников «Ведомостей», зарубежные платежные агенты российских компаний в целом готовы исполнять свои функции, но лишь после заключения какой-либо авторитетной международной юридической фирмы об отсутствии рисков нарушения санкции при проведении такого платежа.
Не наша головная боль
С учетом последних новостей о запрете властями США, наложенном на использование российских резервов для погашения долга, передача ЦБ полномочий единого платежного агента теряет свою прагматическую составляющую, отметил Кандыба. До этого таким образом можно было решить задачу постепенной разморозки заблокированных резервов, но теперь логика может заключаться лишь в том, чтобы переложить ответственность за получение платежа на сторону кредитора. Теперь инвестору, а не эмитенту, чтобы получить купон, нужно будет обращаться, например, к властям США за соответствующим разрешением.
ЦБ не заблокирован как регулятор, как юридическое лицо или как экономический оператор, напомнил руководитель практики санкционного права и комплаенса Pen & Paper Сергей Гландин. Да, Банк России под экономическими ограничениями, но не в блокирующем списке, добавил он. В ключевых юрисдикциях заблокированы его активы и резервы, с ними запрещено совершать сделки, покупать у него золото. Но корреспондентские отношения не прекращены или получать средства от ЦБ как от передающего платеж западным лицам не запрещено, продолжил юрист. В таких платежах юридически нет проблемы, кроме одного «но»: они должны производиться не из замороженных резервов. В противном случае каждый получатель купона должен будет по каждому платежу обращаться за специальной лицензией в минфин соответствующей юрисдикции, например американский или британский, для разморозки определенной суммы из резервов, согласился Гландин.