Экономический рост в Восточной Европе и СНГ резко замедлится

Такой прогноз дает ЕБРР при условии заключения перемирия на Украине к 1 июня
Текущий прогноз ЕБРР, поясняется в документе, сделан на основе гипотезы, что перемирие или фактическая остановка боевых действий на Украине будут согласованы конфликтующими сторонами в ближайшие два месяца
Текущий прогноз ЕБРР, поясняется в документе, сделан на основе гипотезы, что перемирие или фактическая остановка боевых действий на Украине будут согласованы конфликтующими сторонами в ближайшие два месяца / ANDREI PUNGOVSCHI / AFP

В результате боевых действий на Украине и их экономических последствий по итогам 2022 г. самый значительный спад ВВП произойдет в украинской (-20%), российской (-10%) и белорусской (-3%) экономиках при сильном замедлении молдавской (до 2% с 13,9% в 2021 г.). Об этом говорится в прогнозе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), опубликованном 30 марта. Консенсус-прогноз, опубликованный Банком России 10 марта, гласит, что ВВП упадет на 8%.

В остальных странах экономический рост резко замедлится, в ряде случаев – в разы или до ничтожных уровней. Спрогнозированное сокращение роста ВВП в 2022 г. в странах Восточной Европы произойдет, по оценке ЕБРР, из-за наплыва украинских беженцев (по последним доступным данным погранслужб стран ЕС на 30 марта, 4,095 млн человек) и инфляции (в первую очередь роста цен на энергоресурсы и сырье). Вклад внесут проблемы с торговлей – например, только Литва и Латвия направляли в Россию до 14% экспорта, объемы которого теперь под вопросом. Будут проблемы с туризмом – балканские страны ежегодно посещало более 700 000 россиян. Негативное влияние на восточноевропейский экономический рост окажут санкции против России, которые, по прогнозу организации, сняты не будут и обеспечат стагнацию российской экономики в 2023 г.

Замедление роста ВВП в странах Центральной Азии ЕБРР объясняет ожидаемым сокращением объемов денежных переводов трудовых мигрантов (в Таджикистане – до трети ВВП), ростом цен и усиливающимся давлением на рынок труда из-за возвращения иностранных рабочих домой. Кроме того, они экспортируют до трети своей продукции в Россию и спад ее ВВП влияет непосредственно на возможности сбыта продукции, считают в организации.

Текущий прогноз ЕБРР, поясняется в документе, сделан на основе гипотезы, что перемирие или фактическая остановка боевых действий на Украине будут согласованы конфликтующими сторонами в ближайшие два месяца. Вторым условием этого прогноза является немедленное начало массированного восстановления украинской экономики. Третьим условием данного прогноза является стабилизация мировых цен на нефть в районе $90/барр. Факторами риска называются продолжение эскалации дольше ближайших двух месяцев, разрыв производственных цепочек, удорожание продуктов питания из-за прерывания поставок с Украины и из России, а также миграционное давление. В то же время авторы доклада последний пункт рассматривают и как возможное преимущество для Европы: молодые квалифицированные кадры с Украины могут дать толчок к развитию экономики Евросоюза, испытывающей проблемы со старением работников. Кроме того, беженцы могут подстегнуть потребительский спрос товаров и услуг, который, однако, будет иметь последствием дефицит государственных бюджетов и ускорение инфляции.

Прогноз ЕБРР зависит от политических предпосылок, соглашается экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Софья Донец. По большинству постсоветских стран эксперт считает прогноз и обусловившие его названные факторы корректными, хотя, по ее мнению, прогноз ЕБРР о степени замедления казахстанской экономики, очевидно, сделан с чрезмерной оглядкой на Россию, хотя эта экономика в связи с динамичной демографией и значительным догоняющим потенциалом может расти быстрее. Правда, отмечает эксперт, казахстанский экспорт энергоресурсов пока во многом идет через переживающую санкционное давление Россию.

Прогноз роста ВВП в отношении Азербайджана также может быть скорректирован в зависимости от того, насколько Баку признает политически рискованным или, наоборот, целесообразным значимо замещать потенциально выпадающие из-за санкций объемы российских энергоносителей, а также наращивать их добычу, полагает Донец.

В Грузии оценка замедления ВВП также может колебаться в зависимости от того, какие политические решения примет руководство страны: оно зажато в тисках общества, требующего поддержать Украину, и экономической целесообразности при завязанности до трети экспорта и до 10% финансовых потоков на Россию, говорит Донец. Высоки политические риски и у Молдавии, полагает эксперт.

Наконец, эксперт считает, что к данным по Таджикистану следует относиться с осторожностью из-за малой релевантности официальной статистики – реальный спад может быть гораздо больше. Кроме того, есть основания полагать, что таджикских и узбекских рабочих могут вытеснить в их нишах беженцы из Донбасса, южных и восточных регионов Украины и даже сами российские граждане.

«Однако в итоге по постсоветскому пространству можно сделать и оптимистичный в целом вывод: пока в прогнозах рецессии не наблюдается ни у одной страны, кроме Украины и России, а также отчасти Белоруссии, которая будет зеркалить российскую ситуацию», – говорит Донец.

Уровень неопределенности того, как текущая ситуация повлияет на Россию, постсоветское пространство и Восточную Европу, настолько велик, что текущие прогнозы только первая попытка учесть неизбежное замедление роста, отмечает директор по инвестициям УК «Локо-инвест» Дмитрий Полевой. Перейдет ли ситуация от замедления к рецессии где-то, кроме России, Украины и Белоруссии, пока точно сказать нельзя, не исключено, что дальнейшие оценки и в этих, и в остальных странах будут понижаться. Сейчас относительно доступны для использования в оценке лишь такие факторы, как инфляция, а также зависимость стран Восточной Европы и СНГ от спроса и экономической активности в России, указывает Полевой.