Стратег Credit Suisse назвал блокировку российских резервов концом эпохи доллара
Аналитик швейцарского банка прогнозирует переход на расчеты в обеспеченных товарами валютахМир переходит к новому монетарному порядку – эпоха глобального «евродоллара» заканчивается. К такому выводу пришли в Credit Suisse («Ведомости» ознакомились с докладом «Бреттон-Вудс III», подготовленным стратегом швейцарского банка Золтаном Позаром). Начинается эра обеспеченных товарами региональных валют на Востоке, уточняется в документе. «Мы являемся свидетелями рождения третьей версии Бреттон-Вудской системы (модель международных расчетов, основанная на использовании доллара. – «Ведомости»)», – пишут аналитики. Для западных стран такая ситуация будет означать резкое увеличение инфляции.
Сложившиеся на товарном рынке обстоятельства напоминают кризис с поставками нефти в 1973 г., отмечается в докладе. Но тогда проблемы возникли из-за шока предложения со стороны стран ОПЕК, сейчас же, в 50-летнюю годовщину тех событий, ситуация намного хуже: шок возник не из-за поставщиков, а из-за потребителей, подчеркивают аналитики Credit Suisse.
Кризис продолжает разворачиваться. Поскольку он ассоциируется прежде всего с искусственным дефицитом товаров, региональные валюты, которые обеспечены этими товарами, начинают вытеснять глобальные – доллар и евро, следует из обзора. «Нынешний кризис – про усиливающуюся привлекательность внешних денег перед внутренними», – говорится в докладе.
Бреттон-Вудская система была построена на внутренних деньгах, и ее основание было «раскрошено» в результате заморозки российских валютных резервов.
$11,1 трлн
согласно данным Международного валютного фонда, находится в резервах мировых центробанков в разных валютах, из них непосредственно на резервы в долларах приходится около $6 трлн, в евро – $2,3 трлн.
В январе доля юаня в международных расчетах выросла до рекордных 3,2%, следует из данных расчетной системы SWIFT. В декабре 2021 г. эта доля составляла 2,7%, в ноябре – 2,14%.
Доля доллара, который остается лидером, в январе уменьшилась до 39,92% с 40,51% в декабре, доля евро опустилась до 36,56% с 36,65%, фунта стерлингов – выросла до 6,3% с 5,89%, японской иены – до 2,79% с 2,58%.
Российские товары сегодня напоминают ипотечные облигации во время кризиса 2008 г. В то же время не российские товары сродни облигациям Казначейства США во время того же кризиса. Первые стремительно падают, вторые – стремительно дорожают. Тогда как сам принцип обеспечения, товарная база размывается. Когда кризис закончится, доллар значительно ослабнет, а, наоборот, юань усилится, поскольку будет обеспечен корзиной товаров. Таким образом будет пройден путь от первой версии Бреттон-Вудской системы, которая строилась на принципах обеспечения валюты золотом, ко второй, в основе которой были «внутренние деньги» (т. е. она строилась на кредитной эмиссии и глобальном обороте доллара), а затем к третьей. Новая эра будет обеспечена внешними деньгами, за которыми будут стоять резервы в золоте и произведенные товары.
Пошли на авантюру
Процесс глобализации заканчивается – и характерно, что об этом сказал сам глава BlackRock Ларри Финк, напомнил директор УК «Спутник – управление капиталом» Александр Лосев. «Мы действительно переходим в мир двусторонних расчетов между странами фактически за товары и сырье, и появление валют, обеспеченных такими товарами и сырьем, вполне естественно. В принципе, в этом нет ничего нового: во время холодной войны Советский Союз пользовался так называемым клиринговым рублем», – продолжил Лосев. С партнерской страной формировался близкий к нулю баланс торговли и расчеты напоминали бартер, но фактически представляли собой клиринговые операции.
Сейчас возможна аналогичная в целом система – переход к расчетам национальными валютами, обеспеченными товарами. В случае России это энергоносители, в Китае это произведенные товары. В таком сценарии США превращаются из мирового гегемона в одну из крупнейших держав Западного полушария – с долларом, очевидно, будут серьезные проблемы и он будет ослабевать.
США, решившись на столь жесткие санкции против России, фактически пошли на авантюру, полагает управляющий директор компании Trade123 Владимир Рожанковский. Дело в том, что, если страна выдержит эти санкции, будучи отрезана от мировых финансовых ресурсов, расчетов, значительного объема товаров и даже начнет развиваться, тогда и другие государства – Латинской Америки, части Африки, Азии – также устроят демарш и пойдут по пути отказа от доллара как превалирующей резервной и расчетной валюты, отметил эксперт. Это будет означать конец долларовой системы. Если же Россия не выдержит и вынуждена будет прийти к США – Америка подтвердит свою позицию мирового гегемона, резюмировал эксперт.
Что такое Бреттон-Вудс
Доллар стал мировой резервной валютой номер один после Второй мировой войны в результате соглашения в Бреттон-Вудсе, которое иногда считают просто модификацией золотого стандарта; только теперь важнейшие мировые валюты фиксировались к доллару, а уж тот должен был иметь определенное золотое обеспечение. В 1945 г. США аккумулировали в своих резервах 17 850 т золота. Для сравнения: Великобритания располагала 1770 т, Франция – примерно 1400 т, Швейцария – 1200 т. (К слову, и сегодня США – крупнейший держатель золота в мире, владеют 8134 т, почти вдвое больше второго по объемам владельца – Германии. Россия на 5-м месте – менее 2000 т, у Китая – около 1850 т.) С этим гигантским объемом золота США выступили главным казначеем Бреттон-Вудской системы.
Как и следовало ожидать, бреттон-вудские пережитки золотого стандарта приказали долго жить во время так называемого «шока Никсона» в начале 1970-х гг., когда несбалансированные бюджетные расходы США, в том числе из-за войны во Вьетнаме, привели к массовой эмиссии долларов. Отмена Бреттон-Вудской системы и окончательное падение золотого стандарта были восприняты миром не как апокалипсис, а как антикризисные меры, и игра началась в новой реальности – плавающих курсов, в которой доллар сохранил свое лидирующее значение. Что неудивительно: инфраструктура для его лидерства была создана в послевоенный период, а меры, которыми его держали на плаву в острых кризисных условиях, были достаточными для укрепления доверия к этой валюте.