Власти откажутся от финансирования ВСМ Москва – Санкт-Петербург из ФНБ
Проект вновь откладывается в долгий ящикПравительство планирует отказаться от финансирования проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) из Москвы в Санкт-Петербург из фонда национального благосостояния (ФНБ), рассказали «Ведомостям» два близких к кабмину источника и подтвердил федеральный чиновник. По их словам, сейчас идет пересмотр планов инвестиций из ФНБ, реализация которых наименее целесообразна в сложившихся условиях.
Еще в конце прошлого года проект ВСМ был в силе, на него было зарезервировано почти 500 млрд руб. в ФНБ, но сейчас планы фондирования ВСМ сняты, говорят собеседники. «Вероятность отказа от строительства магистрали за счет ФНБ – почти 100%», – уточнил близкий к правительству источник. Финансовая модель ВСМ, которая в досанкционный период была жизнеспособна хотя бы на бумаге, сейчас фактически полностью утратила актуальность – из-за подорожания импорта, снижения платежеспособного спроса, ухудшения прогнозов по перевозкам, говорят источники.
Еще одной причиной возможного отказа от финансирования проекта ВСМ из ФНБ стало снижение технологических возможностей из-за санкционных ограничений на импорт, говорят собеседники. Кроме того, немецкий концерн Siemens – производитель «Сапсанов» (основной бренд поездов на магистрали Москва – Санкт-Петербург) уведомил РЖД о приостановке контракта на поставку машин, сообщил 23 марта председатель правления РЖД Олег Белозеров.
Другие проекты из перечня тоже могут быть пересмотрены, говорит федеральный чиновник. В одной из первых версий плана первоочередных мер правительства по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций (есть у «Ведомостей») рассматривалось решение о пересмотре требований для инвестирования средств ФНБ. Планировалось в том числе перейти от «самоокупаемых инфраструктурных» к проектам, обладающим высокой социально-экономической значимостью. Но в последних версиях плана этого пункта нет.
В этом году объем инвестирования средств ФНБ в проекты может составить от 500 млрд до 1 трлн руб. с учетом финансирования проекта «Усть-Луга», отмечал в середине февраля министр финансов Антон Силуанов. Планировалось, что за три года инвестиции из фонда в проекты составят 2,5 трлн руб., из них 900 млрд руб. – в проект строительства газоперерабатывающего завода «Усть-Луга» (предусматривает закупку импортного оборудования), говорил Силуанов.
Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев, в Минфине перенаправили вопросы по проекту в Минтранс. «Ведомости» направили запрос в Минтранс, РЖД и правительство.
Целесообразность проекта
Еще три месяца назад, в декабре, Силуанов говорил, что вложение средств ФНБ целесообразно в окупаемые проекты, например в строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург. В середине декабря Минтранс оценивал стоимость строительства ВСМ в 1,39 трлн руб. Ранее в РЖД отмечали, что планируют закончить строительство в 2027 г.
1,39 трлн руб.
в такую сумму в середине декабря оценивал Минтранс стоимость строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург
В России нет действующих ВСМ. Первый проект такой железной дороги был предложен еще в 2009 г. занимавшим тогда пост губернатора Свердловской области Александром Мишариным. Его расчет был представлен на международном железнодорожном бизнес-форуме год спустя. Изначально речь шла о строительстве ВСМ из Москвы в Казань с возможным продлением до Екатеринбурга. Затраты оценивались тогда более чем 1 трлн руб. Реализацию поручили «дочке» РЖД «Скоростные магистрали», которую возглавил Мишарин. Предполагалось, что по линии ВСМ Москва – Казань будут курсировать высокоскоростные поезда (до 360 км/ч), время в пути сократится до 3 часов 30 мин. Проект поезда для ВСМ разрабатывался группой «Синара» совместно с китайской China CNR Corporation.
С 2013 г. проект, который планировалось реализовать на основе государственно-частного партнерства, обсуждался на разных уровнях (он даже был в целом одобрен научно-техническим советом РЖД, подготовлено ТЭО). К нему проявляли интерес инвесторы из Германии (Siemens), Франции (консорциум Bouygues, Systra, SNCF, Vinci), Италии (Salini), Испании (строительная компания OHL), Турции, Китая, а также американские инвестфонды. Но стройка так и не началась, а с 2019 г. проект Москва – Казань был официально заморожен. Весной 2020 г. вице-премьер Марат Хуснуллин пояснял, что это произошло из-за его высокой стоимости и «неподтвержденного пассажиропотока».
ВСМ до Санкт-Петербурга должна была стать альтернативой создания в России первой сверхскоростной железной дороги. За счет РЖД должны были быть профинансированы входы в обе столицы и участок Крюково – Логовежь, а участок Логовежь – Обухово планировалось строить за счет концессии. В рамках проекта концессионер должен был получить из ФНБ около 470 млрд руб., в том числе 222 млрд руб. до 2024 г. Но в конце 2021 г. в правительстве вновь разгорелась дискуссия о целесообразности реализации капиталоемкого проекта, а в конце декабря президент Владимир Путин на большой пресс-конференции сказал, что ВСМ все еще «требует экспертного изучения». «Если будет заходить ВСМ, авиация на этом плече, Москва – Санкт-Петербург, перестанет существовать», – пояснял он риски реализации проекта.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в обстоятельствах беспрецедентных санкций против России, девальвации рубля и ухода иностранных компаний реализация проекта становится бессмысленной. Он добавляет, что финансовая модель ВСМ «плохо сходилась» и до начала российской спецоперации на Украине. В текущих условиях проекты такого масштаба, критически зависимые от иностранных технологий, реализовать будет особенно сложно, подчеркивает Бурмистров. На фоне подорожания материалов и услуг из-за резкого ослабления рубля в феврале – марте 2022 г. стоимость проекта, по оценкам Бурмистрова, увеличится до 2,5 трлн руб., а расчетная цена билета – втрое. «Создание ВСМ Москва – Петербург было бы целесообразно, если бы на линии не было скоростных поездов «Сапсан». Таким образом, спрос на скоростное движение на этом направлении удовлетворен. И ускорение на час с небольшим за несколько триллионов рублей в текущих условиях нецелесообразно», – говорит эксперт. По его мнению, возврат к строительству в стране ВСМ возможен не ранее 2030 г.
Усиливающееся санкционное давление значительно повышает риск неопределенности финансовой составляющей проекта, говорит заместитель генерального директора ИПЕМа Олег Трудов. «В нынешних условиях прогноз спроса, конечно, изменится, поэтому с учетом объема требуемых инвестиций проект уходит на второй план», – отмечает он. При этом Трудов сомневается, что проект ВСМ будет предан забвению: он хорошо проработан, финмодель предусматривает различные сценарии изменения пассажиропотока, поэтому, как только общая ситуация стабилизируется, к нему вернутся.
Решение по ВСМ может быть связано с желанием правительства сосредоточить использование ФНБ на ключевых инфраструктурных проектах, направленных на развитие логистики на востоке России, считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. Скорее всего, в список приоритетов теперь входят не только ранее известные объекты инфраструктуры, связывающие Россию и Китай, но и новые трубопроводы, автомобильные и железные дороги на этом направлении, считает он.
При этом снижения интенсивности использования ФНБ не произойдет, говорит Вайсберг, напротив, оно будет более масштабным. Средства ФНБ помимо инфраструктуры могут быть направлены на создание новых высокотехнологических производств, например элементной базы, считает эксперт.
По состоянию на 1 марта 2022 г. объем ФНБ составил 12,9 трлн руб., объем ликвидных активов фонда – 9,7 трлн руб., сообщил ранее Минфин. На отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено 38,6 млрд евро, 4,2 млрд фунтов, 600 млрд иен, 226 млрд юаней, 406 т золота в обезличенной форме и 142 млрд руб. Кроме того, часть средств размещена на депозитах в ВЭБ.РФ, часть вложена в долговые обязательства иностранных государства, акции российских эмитентов, в том числе Сбербанка и «Аэрофлота».