Правительство хочет отказаться от ужесточения требований к утилизации упаковки

Ранее бизнес предупреждал о риске роста цен на продукты из-за новых правил переработки
В ноябре прошлого года «Ведомости» писали, что производство молока, соков, масла, кондитерских изделий и других продуктов питания может подорожать из-за запуска с 2022 г. новой концепции
В ноябре прошлого года «Ведомости» писали, что производство молока, соков, масла, кондитерских изделий и других продуктов питания может подорожать из-за запуска с 2022 г. новой концепции / Максим Стулов / Ведомости

Власти хотят отказаться от ужесточения требований в рамках расширенной ответственности производителей (РОП), следует из плана первоочередных действий по развитию российской экономики в условиях санкций, датированного 9 марта. Документ есть у «Ведомостей». Федеральный чиновник подтвердил, что мера по переносу вступления в силу норм новой концепции РОП обсуждается в правительстве и сохраняется в последней версии плана. Представитель Минприроды отказался подтверждать эту информацию.

Согласно плану правительства, сроки принятия решений об ужесточении требований по концепции РОП могут перенести на 1 марта 2024 г. По этому механизму производители – импортеры товаров должны перерабатывать и утилизировать упаковку после использования продукта. В прошлом году бизнес вел бурную дискуссию с правительством о новых требованиях для производителей, а также о ставке экологического сбора.

Концепцию РОП, предусматривающую 100%-ную утилизацию упаковки товаров, вице-премьер Виктория Абрамченко утвердила в конце 2020 г. Новые правила по утилизации товаров и упаковки должны были вступить в силу с 2022 г., но затем сроки сместились. В конце прошлого года правительство предложило перенести сроки по обязательной утилизации упаковки на 2023 г. и постепенно (по 10% в год) увеличивать нормативы утилизации товаров. Законопроект, впрочем, так и не был внесен в Госдуму. Действующий норматив по утилизации составляет 10–45% (в зависимости от вида). Если предприятие не выполнит норматив в 100%, ему придется выплатить экосбор в размере двойной ставки.

100%

утилизации упаковки товаров должно выполнить предприятие, чтобы не платить экосбор в размере двойной ставки

В ноябре прошлого года «Ведомости» писали, что производство молока, соков, масла, кондитерских изделий и других продуктов питания может подорожать из-за запуска с 2022 г. новой концепции. О таком риске предупредили отраслевые ассоциации на заседании комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по экологии. По расчетам бизнеса, себестоимость производства разных видов продукции из-за запуска новой концепции РОП увеличится в диапазоне от 1,8 до 25%.

Бизнес поддерживает эту меру как крайне необходимую в данный момент, отмечает исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию» («РусПЭК») Любовь Меланевская: «Это позволит не внести вклад в то ускорение инфляции, которое происходит сейчас». Предложение в рамках антисанкционного плана, по сути, переносит на год «точку диалога» с производителями, говорит она. По словам Меланевской, тот законопроект, который правительство подготовило в конце декабря, был еще достаточно сырой и с бизнесом активно не обсуждался. Те положения законодательства, которые бизнес обсуждал с правительством в прошлом году, не приводили к реформе РОП, а касались в основном вопросов фискальной нагрузки, отмечает Меланевская.

«Мы считаем, что нужно перенести рассмотрение того пакета инициатив по РОП, который правительство подготовило в прошлом году, и переформатировать нормы к 2024 г., чтобы у предприятий была возможность с учетом санкций плавно войти в режим и исполнять норматив утилизации без ужесточения фискальной нагрузки», – говорит Меланевская.

Квотирование выбросов

Правительство обсуждает смягчение требований к организациям в рамках эксперимента по квотированию выбросов. В частности, рассматривается перенос на 1 сентября 2023 г. сроков принятия решений о введении штрафов за недостижение или несвоевременное достижение установленных квот выбросов. Решения по требованиям, которые касаются оснащения средствами автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, расположенных на квотируемых объектах, также могут сместить. Отложить могут и решения по введению режима постоянного государственного контроля по обеспечению охраны атмосферного воздуха и достижению установленных квот, следует из плана.

«В текущей экономической ситуации мы поддерживаем снижение давления на бизнес с точки зрения реализации нового климатического регулирования», – сообщил «Ведомостям» представитель аппарата Абрамченко. Продление сроков оправданно, но каких именно проектов и мер это коснется, говорить преждевременно, добавил он: предложения еще на этапе подготовки.

Часть предложений по снижению требований по климатическим вопросам правительство уже внесло 10 марта в Госдуму. В частности, кабмин предложил перенести на два года сроки завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ – до 31 декабря 2026 г., а также отсрочить на год, до 1 сентября 2023 г., расширение перечня территорий – участников этого эксперимента.

Закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов был принят в 2019 г. и вступил в силу в 2020 г. В его периметр входит 12 городов с высоким уровнем загрязнения воздуха – это Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Череповец, Челябинск и Чита. Росприроднадзор устанавливает квоты на выбросы в таких городах и заключает соглашения с предприятиями, работающими в этих городах. Ранее Абрамченко предлагала провести мониторинг и по результатам расширить эксперимент на другие территории.

Мероприятия по снижению выбросов, включая установку счетчиков, достаточно затратны, поэтому это действительно может способствовать снижению издержек, отмечает руководитель направления «Климат и зеленая энергетика» ЦСР Ирина Поминова. При этом такие меры могут замедлить достижение экологических и климатических целей, добавляет эксперт, но они устанавливались в других условиях и исходили из других возможностей.

Разрыв международных договоренностей по климатическим целям маловероятен, говорит Поминова. «Климатическая повестка все же является объединяющей – не случайно Парижское соглашение ратифицировали уже 193 страны из 197», – подчеркивает эксперт. Важно, что Россия не отказывается от своих климатических обязательств, но ее возможности для реализации климатических усилий меняются: зеленые решения являются относительно дорогими и требуют передовых технологий, подчеркивают в ЦСР. «При продолжении климатической политики важно сохранять международный диалог, так как противодействие изменениям климата и адаптация к ним требуют координации и обмена опытом, знаниями и технологиями», – говорит Поминова.

Процесс декарбонизации уже идет и полностью остановить его невозможно, подчеркивает партнер КПМГ в России Владимир Лукин.

Кроме того, отсрочка введения регуляторных мер позволит разработать более тонкие и эффективные инструменты, которые будут обеспечивать достижение целевых показателей при минимальной нагрузке на бизнес, считает он.

«Данная отсрочка не только не отодвинет достижение климатической нейтральности, но и позволит ускорить ее достижение, если это время будет использовано для конструктивной работы над совершенствованием регуляторных механизмов, определением мер поддержки и форматом углеродного рынка», – ­говорит эксперт.