Власти могут направить на поддержку рынка труда из-за санкций 160 млрд рублей
500 000 работников на неполной занятости могут компенсировать часть зарплатыВласти подготовили первые меры для стабилизации занятости в условиях санкций и ухода с российского рынка иностранных компаний. В блок «Поддержка рынка труда» проекта плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (документ пока не утвержден, последняя актуальная версия есть у «Ведомостей», ее подлинность подтвердил федеральный чиновник) вошли пять инструментов общей стоимостью 160 млрд руб. В проект блока «Поддержка рынка труда» включены следующие меры:
увеличение расходов на выплаты пособий по безработице в условиях роста численности безработных граждан. В бюджет планируется заложить 94 млрд руб. на расширение помощи. При этом размер пособия менять пока не планируется. Исходя из максимального размера ежемесячного пособия по безработице на 2022 г. в размере 12 792 руб., власти могут охватить этой мерой как минимум 700 000 человек, по оценке «Ведомостей»;
организация проведения общественных работ на срок до трех месяцев. Этой мерой, по оценкам правительства, можно будет охватить до 300 000 человек. Ее стоимость оценивается в 18 млрд руб.;
поддержка работников в неполной занятости. Им могут компенсировать часть зарплаты (в пределах одного минимального размера оплаты труда, МРОТ). Мера пока рассчитывается также на три месяца, ею может быть охвачено до 500 000 человек, следует из плана правительства. На этот вид поддержки может быть направлено 30 млрд руб.;
Кто может получить пособие
Согласно закону о занятости населения, пособие по безработице может получить гражданин, потерявший работу, при условии его обращения в службу занятости населения и постановку на учет как безработного. В 2022 г. максимальная величина пособия по безработице определена в 12 792 руб. – она равна размеру МРОТ. В максимальном размере пособие выплачивается гражданам, которые проработали не менее 26 недель на последнем месте работы и в течение года встали на учет в центре занятости. Граждане, которые потеряли работу в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата, получают максимальное пособие с четвертого по шестой месяцы после сокращения на работе. А в первые три месяца после увольнения им выплачивается средняя зарплата по прошлому месту работы.
организация переобучения для граждан, находящихся в поиске работы. Этой мерой планируется поддержать около 200 000 человек, ориентировочная стоимость курсов – примерно 85 000 руб. на человека. В общей сложности эта мера обойдется в 17 млрд;
субсидии на переобучение работников промышленных предприятий – на перевод на новый функционал из-за изменения технологического процесса. Сумма субсидий пока не определена.
Как уточнил федеральный чиновник, в целом комплекс согласован, но возможны корректировки – как по суммам, так и по набору мер. Кроме того, по его словам, по мере развития ситуации в экономике могут появляться другие инструменты.
Проработать инструменты поручено Минфину и Минтруду. «Ведомости» направили запросы их представителям. В пресс-службе финансового министерства запрос переадресовали в Минтруд.
Нужны неординарные меры
У российского рынка труда есть довольно серьезный потенциал по абсорбированию шоков – уже сейчас понятно, что в этом году будет существенный отток трудовых мигрантов, отметила руководитель направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Виктория Павлюшина. Причем они разъезжаются не только потому, что работы становится меньше: граждане многих стран Центральной Азии уже сейчас столкнулись со сложностями при переводе средств за границу из-за ограничений ЦБ, пояснила эксперт. Так или иначе масштаб кризиса оценивать пока рано – в конечном счете нет уверенности, что все планы ухода, анонсированные зарубежными компаниями, в итоге будут реализованы. К тому же многое будет зависеть от способности российского бизнеса адаптироваться к кризису – чем быстрее компании найдут новые рынки сбыта и заменят поставщиков из стран, которые ввели санкции, тем менее болезненным окажется эффект санкций для занятости, резюмировала Павлюшина.
Общественные работы как инструмент содействия занятости активно применялся в кризис 2008-2009 гг., отмечает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. «Это временная мера, которая не решает проблему создания новых эффективных рабочих мест», – подчеркивает Гришина. В то же время в условиях роста безработицы общественные работы содействуют снижению социальной напряженности и улучшению материального положения населения.
Предложенные меры необходимы, но они слишком традиционны и уже принимались в кризисных ситуациях на рынке труда – в текущих нестандартных реалиях требуются более неординарные решения, полагает секретарь Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) России Олег Соколов. Основная проблема рынка труда сегодня – это закрытие тех предприятий, которые принадлежат иностранным собственникам, напомнил Соколов: ФНПР предлагала в том числе национализацию таких компаний, чтобы сохранить рабочие места. Она может проводиться, например, в формате передачи под управление действующим торговым сетям, добавил он.
Федерация проводила мониторинг совместно с производственными профсоюзами – и оказалось, что есть большой рынок, который можно воссоздавать, продолжил секретарь ФНПР. Поэтому еще одна мера, которая поможет поддержать рабочие места, – это государственный стратегический заказ. По его словам, это позволит сохранить цепочки поставок, например, в производстве запчастей, авто- и авиакомплектов – подобное уже делал Китай. Переобучение будет актуально, чтобы сохранить локализацию производства внутри страны, отмечает Соколов. Для этого Минэк, Минпромторг и Минтруд должны оценить, какие профессии будут востребованы.
В период острой фазы пандемии власти уже предлагали организовать для попавших под сокращение граждан общественные работы. Потерявших работу собирались занять на стройках и в благоустройстве городов: одним из способов остановить рост безработицы должно было стать более активное вовлечение населения в реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда», сообщали «Известия» в мае 2020 г. Привлекать население к участию в нацпроекте хотели по временным договорам: в качестве инфраструктуры для трудоустройства планировалось использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). В России в период первых нерабочих дней (длился с 25 марта по 12 мая) официальная безработица выросла почти на 30% до 1,665 млн человек, сообщала вице-премьер Татьяна Голикова. Но, судя по всему, экстренная мера властей оказалась не актуальной, поскольку ситуация на рынке труда недолго оставалась нестабильной. По данным Росстата, доля безработных от рабочей силы выросла с 4,7% в марте до 5,8% в апреле 2020 г., что стало максимумом почти за пять лет. Такой уровень соответствовал примерно 4,3 млн безработных россиян. В июне 2020 г. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования оценивал, что коронакризис может вызвать «подзабытую проблему массовой безработицы». Центр не исключал ее рост до 8–10% от рабочей силы в пессимистичном сценарии. В августе 2020 г. министр труда и социальной защиты Антон Котяков сообщал, что за период пандемии количество официально зарегистрированных безработных в России увеличилось с 727 000 до 3,6 млн. Уровень безработицы, по его словам, достиг 6,3% (или 4,7 млн граждан). Впрочем, показатель довольно быстро восстановился. По итогам 2020 г. безработица составила 5,9%, а уже к июлю 2021 г. ее уровень опустился до допандемийных значений в 4,5%.
Расходы по направлению «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» в 2022 г. ожидались на уровне 80 млрд руб., согласно пояснительной записке к закону о бюджете на текущую трехлетку. Уровень безработицы опустился до 4,5% в июле 2021 г., количество безработных и занятых приблизилось к докризисным уровням.
Опыт кризиса 2020 г. показал, что повышение минимального и максимального размера пособия по безработице, увеличение периода его предоставления, а также предоставление доплат безработным с детьми, оказали позитивное влияние на материальное положение семей и смягчили падение их доходов в связи с потерей заработка, отмечает Гришина.
Важный инструмент содействия занятости – создание новых рабочих мест. В период экономического кризиса 2008-2009 гг. за два года было создано более семи млн рабочих мест, рассказала Гришина.
В 2022–2024 гг. уровень безработицы должен был удерживаться на уровне 4,6%.