Правительство хочет повышать пенсии несколько раз в год

Кабмин предложил депутатам дать ему такую возможность
Правительство, по сути, оставляет себе выбор, как реагировать на ситуацию – через индексацию, через доплату или повышение стоимости коэффициента   
Правительство, по сути, оставляет себе выбор, как реагировать на ситуацию – через индексацию, через доплату или повышение стоимости коэффициента    / Владислав Шатило / РБК / ТАСС

Правительство предложило депутатам предоставить ему право оперативно повышать размер пенсий – такая опция включена в законопроект об устойчивом экономическом развитии в условиях санкций, внесенный 3 марта в Госдуму. Документом предусматривается несколько инструментов реагирования на ситуацию через изменение суммы выплат пенсионерам. В течение года правительство сможет принимать решения о дополнительной индексации социальных пенсий (минимальный, гарантированный всем гражданам платеж, не зависящий от трудового стажа и других критериев), об увеличении размера доплаты к страховой пенсии, а также о повышении стоимости того или иного пенсионного коэффициента (размер пенсии определяется исходя из формулы с несколькими переменными).

Закон о страховых пенсиях предусматривает их индексацию один раз в год с 1 января на показатель инфляции за прошедший год. Социальные пенсии по закону о государственном пенсионном обеспечении подлежат ежегодной индексации с 1 апреля с учетом роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий период.

Изменения позволят правительству проиндексировать пенсии дополнительно – например, в случае если инфляция окажется выше официального прогноза. Кроме того, правительство сможет регулировать размер доплат отдельным постановлением, что не требует рассмотрения в Госдуме.

В январе президент России Владимир Путин поручил проиндексировать страховые пенсии в 2022 г. на 8,6% – выше прогнозируемой и даже фактической инфляции в 2021 г., которая составила 8,4%. В 2022 г. средний размер страховой пенсии составляет 18 984 руб.

Принятие поправок даст возможность правительству проводить дополнительную индексацию социальной доплаты к пенсии и самих пенсий (т. е. фиксированной выплаты к страховой пенсии и стоимости пенсионных коэффициентов) в течение календарного года, поясняет представитель Минтруда. Предложенный механизм наделяет правительство правом в течение года принимать решение о дополнительной индексации, говорит собеседник.

Свобода маневра

Законопроект дает правительству полномочия более оперативно реагировать на потребности населения и ситуации, пояснил зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов (именно этот комитет отвечает за рассмотрение документа). Принятие каждый раз специального законодательного акта по определению размера пенсионных выплат требует дополнительных временных затрат – на такой напряженный период для российской экономики у правительства должна быть свобода маневра, уточнил он.

Предложенная мера поменяет порядок расчета выплат пенсий с учетом инфляции, отмечает директор департамента по продажам финансовых продуктов и услуг брокера «Вектор Икс» Сергей Звенигородский. Государство в обычных условиях будет выполнять все свои обязанности, но при существенном ухудшении ситуации будет пространство для маневра, добавляет он.

Ключевая цель – дать правительству право оперативно поддерживать граждан, пояснил знакомый с разработкой законопроекта источник. Но, действительно, такой подход, по сути, отвязывает принцип индексации пенсий от уровня инфляции, признал он. Риск того, что пенсии будут увеличены на меньшую величину, конечно, есть, но на данном этапе он невелик, добавил собеседник. Все будет зависеть от развития ситуации – социальные обязательства в любом случае будут в приоритете, заверил источник. 

Периодичность доначислений в течение года пока не обсуждалась, в данной ситуации частота – это не ключевое, цель законопроекта – позволить решать в рабочем порядке вопросы по мере их поступления, отметил Кирьянов. Рассуждать на тему, к чему будут привязаны выплаты, также пока преждевременно – в этом году, например, было принято, по сути, политическое решение проиндексировать пенсии на размер фактической, а не прогнозируемой инфляции, добавил Кирьянов. 

Правительство, по сути, оставляет себе выбор, как реагировать на ситуацию – через индексацию, через доплату или повышение стоимости коэффициента, отметила руководитель направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Виктория Павлюшина. Цель в данном случае одна – поддержать граждан, но нюансы у инструментов разные: выплата в отличие от индексации может быть разовой. Сейчас экономика находится в условиях практически полной неопределенности, поэтому приходится донастраивать работу в режиме реального времени, согласилась эксперт. Но, в принципе, это продолжение той политики, которую проводили в 2020–2021 гг., добавила Павлюшина. По ее мнению, вряд ли частота повышений и выплат будет зашкаливающей – скорее всего, не более чем один раз в полгода. Но все будет зависеть от цен и экономической ситуации в принципе, резюмировала эксперт.

В этот же день, 3 марта, другой комитет Госдумы – по бюджету и налогам – одобрил аналогичный по смыслу пакет поправок в Бюджетный кодекс. Принятый на заседании комитета законопроект позволяет правительству оперативно распределять бюджетные ресурсы – без необходимости одобрения поправок в закон о бюджете Госдумой. Контролирующим действия кабинета министров со стороны парламента органом будет специальная комиссия. 

Похожий режим оперативного управления начал действовать в период пандемии. Но ожидалось, что 2022 год станет первым со старта пандемии годом, когда управление бюджетом вернется в традиционные рамки. Впрочем, в новых правилах правительству предоставлена гораздо большая свобода маневра, чем у него была во время коронакризиса. Кабинет министров сможет оперативно управлять ресурсами не только федерального, но и региональных бюджетов. Причем сверхплановые ненефтегазовые доходы можно будет использовать для увеличения расходов оперативно, через внесение изменений в бюджетную роспись. Дополнительные нефтегазовые доходы разрешено использовать для погашения госдолга и финансирования социальных обязательств. До настоящего момента они «стерилизовались» в фонд национального благосостояния и не могли быть направлены в расходы бюджета.