ЦСР предложил привязать порог допустимых вложений в криптовалюту к уровню дохода инвестора
Эксперты направили регуляторам свои предложения для решения спорных вопросов по регулированию рынкаЭксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) изучили позиции российских регуляторов и иностранный опыт по контролю за рынком криптовалют и подготовили ряд предложений, которые помогут снять спорные вопросы. Доклад «Криптовалюты: актуальная регуляторная повестка» направлен в Минфин, Банк России, Минэкономразвития и аппарат правительства, сообщил собеседник в ЦСР.
Эксперты предлагают привязать допустимые вложения в криптовалюту к уровню дохода инвестора, закрепить за ней платежную функцию для приобретения цифровых финансовых активов, адаптировать законодательство в области электроэнергетики и гражданского права.
Представители аппарата правительства и Банка России подтвердили факт получения доклада. В Минфине сообщили, что предложение будет рассмотрено после его получения. ЦБ изучает предложения экспертов, заявил его представитель, подчеркнув, что регулятор не видит компромиссного подхода, предполагающего развитие криптовалютной инфраструктуры в России. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос.
Ограничения для инвесторов
Курс криптовалют имеет во многом спекулятивный характер – в таких условиях главной задачей может быть оберегание инвесторов от избыточных потерь, считают в ЦСР. Для этого в качестве ориентира допустимых вложений конкретного инвестора можно взять уровень его активов или дохода, отмечают эксперты.
Подобная практика ограничений есть в Германии при инвестировании в краудфандинг: там установлен твердый порог в 1000 евро, а также альтернативные лимиты, величина которых зависит от объема активов или размера зарплаты. Аналогичный подход с привязкой к доходу и активам принят и в США. Эксперты напоминают, что в России практика ограничения инвестиций для физлиц есть при использовании инвестиционных платформ: лимит установлен на уровне 600 000 руб.
Концепция правительства предлагает с помощью тестирования разделить инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных и установить для последних лимит для совершения операций. Ограничение для неквалифицированных инвесторов можно установить на уровне 50 000–100 000 руб., сообщил 16 февраля глава Минфина Антон Силуанов. В Банке России озвучивали позицию, что разделение инвесторов в этом случае не ограничит риски: в большинстве случаев курс криптовалют определяется случайными факторами и наличие у инвестора финансовых знаний ему не поможет.
Знания фундаментального и технического анализа необходимы для торговли и инвестиций на любом рынке: закономерности изменения цены, взаимосвязи с новостным фоном и психология инвесторов и трейдеров одинаковы, не согласен президент РАКИБ Юрий Припачкин. По его словам, в этом вопросе лучше «не множить сущности» и ориентироваться на принятые изменения в закон о рынке ценных бумаг.
С 2021 г. неквалифицированные инвесторы должны проходить тест для работы с высокорискованными инструментами. В случае если тест не пройден, участник рынка ограничен суммой в 100 000 руб. и берет все риски на себя. Предложение ввести ограничения по доходу не противоречит принципу, принятому для квалифицированных инвесторов, когда для подтверждения статуса нужно иметь активы определенной стоимости или оборот по счетам, говорит член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Ассоциации юристов России Роман Янковский. При этом если и вводить такую систему, нужно учитывать не весь доход, а лишь профильную часть, которая связана с криптоактивами, полагает эксперт.
Средство платежа
Другое предложение экспертов – разрешить приобретение цифровых финансовых активов (ЦФА) за криптовалюты. Запрет на их использование в качестве средства платежа приводит к ситуации, когда криптовалюта становится лишь объектом спекуляций с целью в будущем «продать подороже», а сама идея разрешения обращения этой валюты ставится под сомнение, говорится в докладе. Закрепление за виртуальной валютой платежной функции для приобретения ЦФА будет отвечать существующей практике рынка, уверены аналитики. Иначе владельцы этого инструмента будут вынуждены сначала переводить свою криптовалюту в фиатные деньги, теряя при этом значительную часть средств при конвертации. Альтернативой для них станет приобретение инвестиционных токенов за рубежом, говорится в докладе.
Криптовалюты – это денежные суррогаты, единственным законным платежным средством в России является российский рубль, напомнил представитель ЦБ. При институционализации криптовалют можно ожидать их широкого распространения среди населения, в этом случае их массовое использование в качестве средства платежа будет неизбежно, отмечает собеседник: «В этой связи мы выступаем против допуска криптовалют в финансовую систему России».
Криптовалюты не являются платежным средством на территории РФ и этот тезис нет никого смысла оспаривать, согласен Припачкин.
Возможно, стоит рассмотреть эти вопросы в следующих итерациях, говорит GR-директор криптовалютной биржи Binance в СНГ Ольга Гончарова. При этом закон о ЦФА позволяет обмен между цифровыми валютами, добавляет она. Значит, в качестве альтернативы покупки можно рассмотреть вариант обмена ЦФА на криптовалюту и обратно.
Функции по сопровождению
Вместо привязки всех операций к банкам стоит рассмотреть альтернативу по распределению закрепленных за ними функций между разными лицами, отмечается в докладе. Если все роли на рынке будут закреплены за банками, это негативно отразится на возможных инновациях и конкуренции. Например, криптобиржи могут взять на себя большинство полномочий по осуществлению требований по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Также функции оператора криптовалютного кошелька должны иметь возможность осуществлять разные лица, не только сами криптобиржи.
Концепция правительства предлагает ввести понятие «организатора системы обмена цифровых валют», статус которого могут получить банки с универсальной лицензией. Предполагается, что банки будут проводить идентификацию участников обмена цифровой валюты в фиатную, тестировать клиентов для выделения квалифицированных инвесторов, обслуживать участников сделки.
ЦБ выступает против вовлечения в криптовалютную инфраструктуру финансовых институтов, отмечают в Банке России: если они будут выступать организаторами и операторами системы выпуска и обмена криптовалют, у граждан будет создаваться иллюзия защиты их инвестиций.
Это однозначно требует глубокой проработки, поскольку речь фактически идет о формировании аналога фондового рынка со своими профессиональными участниками, своей системой лицензирования, отмечает Янковский. Технически это возможно и кажется более логичным, чем ограничиваться банками, для которых криптовалюта нова, говорит эксперт.
Регулирование деятельности майнеров
Эксперты ЦСР предлагают адаптировать регулирование в сфере электроэнергетики и экологии для контроля за майнингом. Так как дискуссия по регулированию майнинга в этом контексте в России пока лишь начинается, стоит обратиться к иностранному опыту, пишут эксперты. Например, в Китае и Иране для майнеров устанавливаются дополнительные ограничения, а в Бразилии и Канаде – наоборот, льготы.
Минэк предложил разрешить майнинг в регионах с устойчивым профицитом генерации электроэнергии, писали ранее «Известия». Кроме того, ведомство предлагало ввести сниженные тарифы на ее потребление, а также установить налоги по факту конвертации криптовалюты в рубли.
Регулировать майнинг в части экологии и электроэнергетики можно и нужно, чтобы не столкнуться с проблемами в том или другом, как это произошло, например, в Казахстане, говорит эксперт Moscow Digital School Ефим Казанцев. Самый оптимальный способ – дифференцированное регулирование тарифов на электроэнергию и поощрение ответственного подхода к майнингу, при котором наносится минимальный вред окружающей среде, говорит он.
Правовая определенность
В случае легализации криптовалюты необходимо создать должную правовую определенность, считают эксперты. С гражданско-правовой точки зрения они будут квалифицироваться как «иное имущество». Но к ним не применима ст. 302 Гражданского кодекса, предусматривающая защиту добросовестного приобретателя. А значит, он не сохранит за собой права на криптовалюту, если она была украдена, а потом перепродана на криптобирже. В результате обращение виртуальной валюты становится неустойчивым. Эксперты предлагают распространить на криптовалюту гражданско-правовой режим вещей по аналогии.
Кроме того, необходимо ввести регулирование выпуска и допуска криптовалют к обращению на криптобиржи. Это должно подразумевать в том числе раскрытие информации в виде обязательного опубликования проспекта криптовалют, его регистрацию в уполномоченном органе. Также можно ввести дополнительные требования, например отсутствие полной анонимности, разрешительный порядок.
Кроме того, ЦСР предлагает ввести специальное (tailor-made) регулирование криптобирж и конкретизировать условия применения законодательства к иностранной инфраструктуре из-за трансграничного характера рынка.
Масштабное распространение криптовалют приведет к криптоизации экономики, что сопряжено со множеством рисков, говорит представитель Банка России. Наиболее острые из них – снижение суверенитета денежно-кредитной политики, вывод сбережений россиян за периметр финансового сектора, рост теневой экономики и использование криптовалюты для совершения теневых операций, риски появления параллельной финансовой системы, подчеркивает собеседник.
Предложения ЦСР направлены на уточнения основных положений Концепции Минфина по регулированию криптовалют и в целом конструктивны, так как исходят из положения о необходимости такого регулирования, а не запрета, на котором настаивает ЦБ, отмечает Припачкин. По его словам, в ситуации противодействия легализации крипторынка со стороны Банка России легализация цифровых валют должна пройти с наименьшими изменениями в текущем законодательстве. Это нужно, чтобы добиться главной цели – ввести законодательное регулирование цифровых валют, иначе вопрос легализации может быть «замылен» обсуждением частностей еще на неопределенное время, говорит эксперт: только так можно закончить более чем четырехлетний период застоя в этом вопросе.