Власти под давлением ЕС решили впустить в САРы российские холдинги
Поправки предложили на фоне сообщений о внесении России в серый список странПравительство решило открыть российским холдингам доступ в специальные административные районы (САР), которые изначально созданы для возврата капитала исключительно из-за рубежа. Нормы о «донастройке» режима САРов появились среди поправок ко второму чтению к законопроекту по другой теме – о новом налоговом режиме для микропредприятий – Автоматизированной упрощенной системе налогообложения (АУСН).
О том, что Минфин намерен впустить в САРы российские компании, «Ведомости» узнали в ноябре 2021 г. Открыть доступ в САР российским холдингам – одно из требований ЕС, который счел САРы «вредоносным» налоговым режимом (harmful tax regime) и включил Россию в серый список (Annex II). ЕС внесла Россию в проект серого списка юрисдикций, рассказал 10 февраля «Ведомостям» близкий к правительству источник и подтвердили два осведомленных источника. Россия должна привести законодательство в соответствие с рекомендациями ЕС до 31 декабря 2022 г. Представитель Совета ЕС подчеркивал в беседе с «Ведомостями», что включение в серый список не означает признание страны «плохой» юрисдикцией. «Для стран из этого списка нет никаких последствий», – заверил он. Документ будет принят ориентировочно 24 февраля.
Поправки призваны в первую очередь усовершенствовать регулирование холдинговых компаний, расширить круг лиц, к которым могут применяться особенности международных холдинговых компаний, передал «Ведомостям» через пресс-службу замглавы Минэкономразвития Илья Торосов.
«Ведомости» направили запросы в Минфин, ведомства ведут консультации с ЕС по теме серого списка.
Списки ЕС
ЕС ведет два списка юрисдикций для целей налогообложения. В первый черный список (Annex I) входят страны, которые не сотрудничают по налоговым вопросам. Сейчас в нем Панама, Тринидад и Тобаго, Американские Виргинские острова, Вануату, Самоа, Американское Самоа, Фиджи, Гуам, Палау.
Во втором списке (Annex II) страны, которые обязались скорректировать законодательство. Сейчас ЕС считает серыми такие страны, как Коста-Рика, Гонконг, Малайзия, Уругвай, Ямайка, Северная Македония. Вместе с Россией серый список могут пополнить Израиль, Бермуды и Британские Виргинские острова, сообщило издание EUobserver со ссылкой на проект перечня.
Ограничения для холдингов из России
Претендовать на статус резидента САР смогут только компании, созданные до 2018 г., указано в законопроекте. Аналогичные требования предъявляются иностранным холдингам. Сначала российская компания должна «мигрировать» из «родного» региона на территорию САРа – остров Октябрьский или остров Русский, а уже потом подать заявку на получение статуса международной холдинговой компании (МХК, основная форма существования бизнеса в САРе), следует из законопроекта.
По сути, российская компания должна будет «переехать» на острова, пояснил партнер KPMG России и СНГ Александр Токарев. Аналогичным образом в САРы сейчас «заходят» иностранные компании: сначала – «прописка», потом получение налогового статуса, пояснила «Ведомостям» партнер налоговой и юридической практики PwC Галина Науменко.
Законопроект обязывает бизнес за шесть месяцев уведомлять о подобных планах администрацию своего региона. Власти регионов смогут накладывать вето на «переезд» в САРы компаний – доноров бюджета, вклад которых в поступления по налогу на прибыль в региональный бюджет выше 1%.
По сути, устанавливается механизм для предотвращения оттока налоговых поступлений, подчеркивает Токарев. «Таким образом Минфин хочет зарезервировать право отказа в применении режима МХК для отдельных российских компаний или, например, предотвратить массовую миграцию компаний в САРы», – резюмировал он.
Требование к российским организациям предупреждать о своих планах за шесть месяцев хоть и новое, но не сильно отличается от текущего процесса заезда – на практике зарубежные компании задолго до официального заезда начинают плотно работать с управляющей компанией САРа, пояснила Науменко.
Ужесточение требований
Законопроект вводит несколько новых критериев для компаний в САРах. В частности, резидентам запрещается иметь обособленные подразделения за пределами САРа. Управление и принятие решений должно осуществляться в России.
Что такое русские офшоры?
САРы созданы в 2018 г., когда под санкции США попало несколько крупных компаний и их собственников. Пользователи режима – «квазироссийские» холдинги, конечные бенефициары которых – российские бизнесмены. Смена корпоративной прописки (редомициляция) позволяет осуществить полную «миграцию» иностранных компаний в Россию, т. е. помимо смены налогового резидентства сменить личный закон (страну регистрации) компании. Сейчас есть, по сути, три разновидности статусов резидентов: международные компании (МК), международные холдинговые компании (МХК) и публичные МХК.
Основные льготы режима следующие:
0% на полученные дивиденды при доле в капитале от 15%;
5% на перевод дивидендов за рубеж (для ПАО);
0% на доходы от продажи акций/долей в компаниях (при доле в капитале от 15% и сроке владения более года);
доходы российских бенефициаров МХК в виде прибыли МХК не облагаются налогом;
доходы МХК от «дочек» за рубежом не облагаются налогом.
На данный момент в САРах около 70 резидентов, сообщал KPMG в своем февральском обзоре. Крупнейшие резиденты САРов – это в основном структуры таких компаний, как En+, UC Rusal, «Норникель», СУЭК, «Уралхим», ПИК, агрокомплекс «Содружество», «Яндекс», Газпромбанк, Совкомбанк, «Лента».
Как ранее писали «Ведомости», интерес к переносу части своих структур в САР рассматривают «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», «Алроса», «Сибур», «Северсталь», Сбербанк.
Доля расходов холдинга в России должна превышать 70%. Хотя бы один бенефициар холдинга должен быть российским налоговым -резидентом.
Дополнительные требования, вероятно, призваны показать ЕС, что САРы ориентированы в первую очередь на группы с российскими бенефициарами. Это также ограничит доступ к льготам российским «дочкам» сугубо иностранных компаний без российских собственников, пояснил Токарев.
Льготы смогут получить компании с долей доходов от пассивной деятельности выше 90%, указано в законопроекте.
«Предложенные ограничения не дают возможность применять льготы САРа тем компаниям, которые уже плотно работают в регионах», – подчеркивает партнер EY Марина Белякова. Учитывая ограничения, крупные российские холдинги не смогут стать резидентом САРа, среди остальных российских компаний претендентов на переезд в САРы будет немного, считает другой налоговый консультант.
Резидентов обяжут открывать офисы
Законопроект вводит обязательство компаний арендовать в САРе офис от 50 кв. м и нанять 15 сотрудников (обеспечить substance – от англ. «содержание», «суть»). Обязать получателей налоговых льгот открывать в САРе реальные офисы с сотрудниками было вторым требованием ЕС.
При подготовке поправок Минфин заявлял о планах обязать снимать офис от 100 кв. м. Требования по метражу смягчили из-за ограничений в наличии площадей на островах, уверен Токарев. «Проблемы с инфраструктурой особенно актуальны для острова Русский. Найти там офис и в 50 кв. м непросто», – добавила Науменко.
Как и анонсировалось, подорожает «входной билет» в САР. Законопроект обязывает резидентов инвестировать 300 млн руб. в строительство инфраструктуры в течение трех лет, а не 50 млн руб., как было ранее.
Минэкономразвития настаивало на смягчении требований к substance. В итоговой версии законопроекта наши замечания были учтены, отметил Торосов. Сейчас в САР зарегистрирован 61 участник, из них 55 компаний и 1 международный фонд на о. Октябрьский и 5 международных компаний – на о. Русский, уточнил «Ведомостям» Торосов.
Расширят ли льготы
Параллельно с повышением планки по инвестициям Минфин обещал новые льготы для резидентов САРов. Однако их не оказалось в законопроекте. Льготы в силе и будут внесены отдельными поправками, пояснили «Ведомостям» два источника, участвующих в обсуждении поправок.
Минфин, в частности, публично обещал резидентам САРов пониженные ставки по получаемым дивидендам, снижение ставки до 10% по дивидендам за рубеж, 10% на проценты и роялти. При этом от снижения до 5% ставки налога на прибыль по доходам было решено отказаться, сообщал «Ведомостям» статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов в ноябре 2021 г. К отказу от льготы по налогу на прибыль Минфин подтолкнула в том числе глобальная реформа налогообложения – Two-Pillar Solution.