Власти впервые оценили долю связанных с госкомпаниями МСП при закупках

Аффилированность выявлена лишь в 0,3% сделок, но эксперты с этим не согласны
По оценке корпорации, мониторинг показал низкий уровень аффилированности в общем количестве закупок.
По оценке корпорации, мониторинг показал низкий уровень аффилированности в общем количестве закупок. / Андрей Гордеев / Ведомости

Корпорация МСП (КМСП) впервые проверила поставщиков среди малого и среднего бизнеса на аффилированность с их крупнейшими заказчиками – компаниями с госучастием. Результаты мониторинга есть у «Ведомостей». В прошлом году признаки аффилированности (прямые и косвенные) имело 137 уникальных пар «поставщик – заказчик», следует из мониторинга. Всего они заключили 410 договоров на общую сумму более 13 млрд руб. При этом в общем объеме закупок госкомпаний у МСП (он превысил в 2021 г. 4,3 трлн руб.) доля таких сделок составляет всего 0,3%. В периметр анализа КМСП входит 1839 крупнейших заказчиков – госкомпаний, среди которых, например, есть ВТБ, «Ростелеком», РЖД, «Почта России», «Транснефть», «Сбер». В следующем году КМСП планирует увеличить число компаний для мониторинга вдвое.

Проверка проводилась по следующим критериям: наличие прямой связи через владение долями в уставном капитале, наличие аффилированности МСП с органами управления заказчика, принадлежность к одной группе лиц, совпадение номеров телефонов и юридических адресов МСП и заказчика.

В общем объеме заключенных договоров закупок прямую связь через владение долями в уставном капитале выявили у 49 пар поставщиков и заказчиков, аффилированность поставщиков с органами управления заказчиков – у 36 пар, принадлежность к одной группе лиц – у 11 пар. Еще у 48 пар прослеживаются признаки косвенной аффилированности, в том числе через общие номера телефонов и адреса. Названия компаний в мониторинге не раскрываются.

4,4 трлн руб.

такова общая сумма закупок компаний с госучастием у предприятий малого и среднего бизнеса в 2021 г. Минимальная доля закупок по ­223-ФЗ у МСП с прошлого года установлена на уровне 25% от общей суммы договоров

Собеседник в КМСП уточняет, что по этим признакам заключались договоры в том числе по аренде движимого имущества и оборудования, услугам по ремонту и обслуживанию автотехники, транспортированию твердых коммунальных отходов, купле-продаже имущества, поставке оборудования.

По оценке корпорации, мониторинг показал низкий уровень аффилированности в общем количестве закупок. «Установлены именно признаки аффилированности, отчет об этом направлен в ФАС и федеральные органы исполнительной власти. Также по всем случаям мы обратимся к заказчикам и вместе проанализируем причины и подготовим предложения по устранению», – отметил представитель.

Реальность хуже

Объем связанных компаний на практике намного выше, считает член генерального совета «Деловой России», председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа инвестментс групп» Павел Гагарин. По оценке эксперта, риск аффилированности присутствует примерно в трети сделок, где используется разветвленная схема с заказчиками, генподрядчиками, субподрядчиками, соисполнителями. На каждом звене могут встречаться как аффилированность друг с другом, так и аффилированность по вертикали, уверен Гагарин. «Примерно в 30% случаев мы как аудиторы подобную аффилированность обнаруживаем и рекомендуем от подобных вещей избавляться, чтобы не создавать дополнительных правовых рисков», – говорит он.

При наличии аффилированности между субъектами рынка тендеров существуют риски ограничения конкуренции, возможного установления неравных условий выбора победителя, неэффективного расходования средств, отмечает эксперт сервиса «Контур.Торги» в сфере закупок Елена Ежова. Кроме того, в таких случаях вероятно создание картелей и появления коррупционных связей. При этом аффилированность – это в первую очередь способность оказывать влияние на деятельность связанного лица, оно не всегда связано со сговором и созданием картеля, добавляет Ежова. На уровень риска влияет прочность связей и длительность их существования, отмечает эксперт.

Нужно принимать меры для снижения аффилированности, но важно, чтобы их применяло не государство, а сами предприниматели, отмечает Гагарин. Сами исполнители госконтрактов заинтересованы в этом, чтобы не навлекать на себя лишние проверки и риски возбуждения уголовных дел, добавляет он.