Власти введут новое условие для заключения соглашений о защите инвестиций

Компании должны будут предоставлять ФНС онлайн-доступ к своим данным
Бизнес сможет заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений по новым инвестпроектам только после того, как откроет ФНС удаленный доступ к данным о своих финансовых потоках
Бизнес сможет заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений по новым инвестпроектам только после того, как откроет ФНС удаленный доступ к данным о своих финансовых потоках / Максим Стулов / Ведомости

Бизнес сможет заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) по новым инвестпроектам только после того, как откроет ФНС удаленный доступ к данным о своих финансовых потоках. Обязательство присоединиться к механизму так называемого налогового мониторинга (специальный инструмент службы, действующий с 2016 г.) как условие подписания СЗПК обсуждалось 8 февраля в правительстве на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова, рассказали «Ведомостям» три участника этой встречи.

Информацию в целом подтвердил представитель Минэка. Онлайн-контроль ФНС будет распространяться только на организацию, реализующую проект (бизнесу нужно выделять отдельную структуру под СЗПК из общей группы), открыть налоговикам удаленный доступ к информации нужно будет в течение трех лет после заключения соглашения, уточнил близкий к правительству источник. Поправка внесена в законопроект о внесении изменений в 69-ФЗ («О защите и поощрении капиталовложений»), сейчас документ находится на межведомственном согласовании.

Присоединение к налоговому мониторингу позволит снизить риски для обеих сторон – как для государства, так и для бизнеса, полагает федеральный чиновник, участвовавший в совещании. «В последние месяцы велась дискуссия о том, что СЗПК создают плохо контролируемые риски для бюджетной системы. Если будет налоговый мониторинг от ФНС, то вряд ли у кого-то найдутся основания даже помыслить о возможных злоупотреблениях инструментом соглашений. Налоговая просто скажет – ребят, мы же видим», – пояснил источник.

Предлагается, что организация, реализующая проект, должна перейти на налоговый контроль в форме налогового мониторинга в течение трех лет с момента заключения СЗПК – это условие подписания соглашения, уточнил представитель Минэка. Мониторинг будет проводиться на протяжении срока соглашения, т. е., по сути, действия стабилизационной оговорки. Невыполнение условия может стать поводом для расторжения СЗПК, резюмировал собеседник «Ведомостей». В Минфине переадресовали запрос в Минэк.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг как новый формат налогового контроля действует с 2016 г. и позволяет крупному и среднему бизнесу избавиться от лишней отчетности. Бизнес добровольно открывает налоговым органам доступ к своим данным, а те взамен не проводят выездные и камеральные проверки. В числе других преимуществ возможность спрашивать мотивированное мнение ФНС по сделкам и быстро согласовывать подходы к налогообложению. Если инспекторы заметят налоговые риски, а компания их устранит, ее не штрафуют (кроме случаев уголовных нарушений).
С 2022 г. общее количество участников налогового мониторинга выросло до 339 компаний, сообщала ФНС. Пока большинство из них (94%) предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим учетным системам и витрине данных. К 2024 г. ФНС планирует интегрировать информационные системы компаний с АИС «Налог-3»

Представитель Белоусова подтвердил, что совещание состоялось и этот вопрос обсуждался. Впрочем, финального решения пока нет, обсуждение продолжается, уточнил он. Представитель ФНС не ответил на запрос. 

Первые СЗПК были подписаны в декабре 2020 г. К апрелю было уже 36 соглашений на сумму 1,3 трлн руб. С того момента новые СЗПК не заключаются – в правительстве до сих пор идет дискуссия о том, как нужно модифицировать инструмент. Как говорил «Ведомостям» один из источников, в правительстве испугались неконтролируемого потока заключения новых сделок, поскольку основа механизма – заявительный порядок подписания соглашений, т. е. государство не вправе отказать инвестору в СЗПК. Соглашения так или иначе создают обязательства для бюджета, поскольку кроме того, что они ограничивают власти в фискальном маневре, они предполагают компенсацию инвестору его вложений в инфраструктуру в рамках проекта через механизм налогового вычета. По словам источников «Ведомостей», ставился вопрос о том, чтобы отменить заявительный порядок заключения СЗПК. Власти склонялись к тому, чтобы купировать рост рисков для бюджетной системы через предоставление регионам права вето на подписание новых соглашений по проектам, планируемым к реализации на их территории.  

Что такое СЗПК

Механизм СЗПК предусматривает возможность предоставления инвесторам «стабилизационной оговорки» (гарантия неизменности условий):

по налогу на прибыль и имущество организаций, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам – на срок от 6 до 20 лет;
по условиям землепользования и градостроительной деятельности – на три года;
по условиям предоставления мер государственной поддержки – на срок предоставления меры поддержки.
В случае осуществления компанией собственных инвестиций в объеме более 10 млрд руб. в «дедушкину оговорку» также может быть включена стабилизация:
ставок вывозных таможенных пошлин сроком на 20 лет;
неналоговых платежей (плата за негативное воздействие на окружающую среду, пользование водными объектами, утилизационный сбор, экосбор) – на три года.

Также инвесторы могут возместить часть затрат на транспортную, энергетическую, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуру, внедренные НИОКР, уплату процентов по кредитам, привлеченным для финансирования проекта на инвестиционной фазе, в объеме налоговых поступлений от проектов. В течение пяти лет может быть возмещено до 50% фактически понесенных затрат на объекты обеспечивающей инфраструктуры (необходимой исключительно инвестпроекту) и в течение 10 лет – до 100% затрат на объекты сопутствующей инфраструктуры.

Многие компании – члены Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) уже используют инструмент налогового мониторинга и считают его эффективным, заявил представитель объединения. Уже вошедшие в налоговый мониторинг компании или планирующие это сделать не видят каких-либо проблем в связи с появлением такого требования в рамках СЗПК, отметил собеседник. Тогда как у компаний, которые не планировали пользоваться инструментом налогового мониторинга, более настороженное отношение, особенно если в силу объективных причин они не могут структурировать реализацию проекта в рамках отдельного юрлица. Так что все зависит от формулировок законопроекта, резюмировал представитель РСПП. 

Дополнительное требование к участникам СЗПК подключаться к налоговому мониторингу не выглядит нелогичным в ситуации, когда государство «подставляет плечо» и предоставляет льготы инвестпроектам, отмечает директор центра налоговой политики «Деловой России» Кирилл Никитин. «Государство ждет от бизнеса дополнительных гарантий добросовестности. Сквозь призму налогового мониторинга можно убедиться в прозрачности процессов, и этот механизм успешно зарекомендовал себя как инструмент повышения доверия между государством и бизнесом, снижения рисков, хотя, надо понимать, в немного иной сфере. Спасибо, что не казначейское сопровождение». 

Стоит отметить, что в налоговый мониторинг могут вступать компании с выручкой и стоимостью чистых активов за год более 1 млрд руб. и свыше 100 млн руб. налогов. «Некоторые проекты не будут иметь выручки в первые несколько лет, поэтому, вероятно, поправками в законодательство нужно будет расширить доступ к налоговому мониторингу на участников СЗПК», – отмечает Никитин. 

В то же время мониторинг не бесплатный инструмент. Компаниям требуются средства и ресурсы на IT-решения и адаптацию бизнес-процессов, подчеркивает он.

Для государства налоговый мониторинг может являться дополнительным элементом контроля и обеспечения прозрачности участников СЗПК, особенно для тех участников, которые планируют использовать механизм налогового вычета для возмещения затрат, понесенных в рамках инвестиционного проекта, согласилась партнер КПМГ Нина Гулис.

Тем не менее это условие может стать стоп-фактором для бизнеса при заключении СЗПК, полагает она. Для частного бизнеса присоединение к мониторингу – добровольный процесс, а получится, что при заключении СЗПК он становится обязательным. Кроме того, это может занимать существенный период времени вплоть до нескольких лет, особенно для компаний со сложной корпоративной и производственной структурой.