У ритейлеров возникли сложности с поставкой импортных овощей и фруктов
Это связано с проверками Роспотребнадзора, который запретил ввозить часть из нихМагазины столкнулись с задержками поставок импортных овощей и фруктов, по некоторым позициям уже есть дефицит товаров. Об этом «Ведомостям» сообщили четыре ритейлера. Один из них говорит, что в портах в ожидании проверок Роспотребнадзора скопились сотни контейнеров с апельсинами, виноградом, перцем, гранатами и другими овощами и фруктами. Он добавляет, что длительное оформление товара приводит к его порче и дополнительным затратам на хранение.
Из-за усиления контроля Роспотребнадзора над ввозом овощей, фруктов и прочей сельхозпродукции товары стали дольше проходить таможню, чаще, чем раньше, уходить на карантин и досмотры, подтверждает коммерческий директор ГК «Красный Яр» (входит в альянс «Восточный союз») Вадим Журов. По его словам, в итоге такая продукция может находиться в пути до восьми дней дольше. Еще у одной торговой сети задержки поставок в порт Новороссийска составляют в среднем больше семи дней, а по некоторым грузам они могут превышать три недели. Это «является серьезным фактором потери качества товаров», говорит ее сотрудник.
Небольшие задержки поставок импортных фруктов (апельсинов, лимонов, грейпфрутов, турецких мандаринов) отмечает и представитель ритейлера «Верный». Он связывает это с изменением сроков получения поставщиками деклараций соответствия на ввозимый товар: он увеличился в среднем с двух до пяти дней из-за усиленного контроля качества. О существующей проблеме знает и федеральный чиновник.
Роспотребнадзор следит за оборотом опасных продуктов, в том числе содержащих «незаявленные химические вещества», объясняет представитель службы. Контроль за поставками из Турции, Ирана, Египта, ЮАР, Вьетнама и других стран усилен с 13 октября прошлого года после того, как у некоторых производителей обнаружены товары с остатками 23 видов пестицидов, 20 из которых не прошли государственную регистрацию в России. В итоге ввоз небезопасной плодоовощной продукции 88 производителей лимонов, мандаринов, перца, винограда, гранатов, мяты, яблок, апельсинов, груш, грейпфрутов был приостановлен. Кроме того, из-за неоднократных нарушений начиная с ноября – декабря прошлого года приостановлен ввоз всего турецкого перца, винограда и гранатов, иранского перца, а с января 2022 г. – турецких апельсинов и грейпфрутов, говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, служба также ограничивала поставки некоторых товаров из Китая, в которых содержание ДНК генетически модифицированной кукурузы и сои превышало норму.
Из-за этой ситуации подвергаются дополнительным проверкам также и турецкие лимоны и мандарины, говорит представитель «Верного». Он отмечает нехватку апельсинов, лимонов и грейпфрутов на российском рынке. «Дефицит есть. Мы в своем регионе это особенно чувствуем из-за транспортной удаленности и закрытых границ Китая. Например, с наших полок исчезли такие фрукты, как помело и желтое манго, так полюбившиеся покупателю», – подтверждает Журов из «Красного Яра».
Поставщики воспользовались ситуацией и повысили закупочные цены втрое, говорит представитель «Верного». При этом, по его словам, ритейлер не повышал стоимость товаров на полках магазинов. Удорожание продукции у поставщиков подтверждает и собеседник в другой торговой сети. «Ритейл вынужден в форс-мажорном режиме искать альтернативные рынки, стоимость продукции на которых, как правило, выше. Например, запрет импорта грейпфрута из Турции уже привел к росту отпускной цены у альтернативных поставщиков из Египта и Израиля на 30–100%», – рассказывает он. По его словам, если такая практика продолжится, то под угрозой могут оказаться поставки картофеля из Египта, который служит основной альтернативой отечественной продукции весной. А это, по его словам, заметно увеличит его цену на полке. Двое собеседников в торговых сетях возмущены тем, что из-за обнаружения проблем у отдельных поставщиков блокируются все поставки из страны производства.
Роспотребнадзор продолжает усиленный контроль, говорит представитель службы. По его словам, есть риск использования новых химических веществ, в том числе и незарегистрированных в России. Кроме того, запрещенная продукция может быть перенаправлена к нам через другие страны.
В Минпромторг и Минсельхоз не поступала информация о перебоях с поставками, сказали их представители.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт мандаринов и клементинов в 2021 г. сократился на четверть до 560 300 т. Около половины всей продукции ввезено из Турции, еще свыше 16% пришлось на Марокко, 13% – на Пакистан. Ввоз апельсинов снизился на 7% до 396 000 т, их основные поставщики – Египет (свыше 60%) и ЮАР (почти 20%). Импорт грейпфрутов тоже сократился – на 29% до 68 200 т, их ввозят в основном из Турции (свыше 60%) и ЮАР (около трети). Турция также занимает третье место по импортным поставкам сладкого перца, второе – по томатам. Египет в прошлом году лидировал по ввозу картофеля – на него пришлось около половины всего импорта.
Представитель Минсельхоза также отмечает снижение импортных поставок апельсинов и грейпфрутов в январе 2022 г. по сравнению с январем 2021 г., средняя цена контрактов выросла на 3,6 и 6% соответственно. Зато закупки лимонов выросли на 17%, а цена снизилась на 5,4%. Российские импортеры работают с широким кругом поставщиков фруктов и овощей из различных стран, поэтому перебоев в поставках и резкого повышения цен Минсельхоз не ожидает.
В похожей ситуации оказались и производители напитков – летом 2021 г. Роспотребнадзор усилил контроль за продукцией из Китая. Из-за этого у производителей возникли проблемы с ввозом яблочного концентрированного сока и замороженных фруктов из этой страны, которые сохраняются до сих пор, напоминает президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков. Проверки могут занимать до двух недель и создают для компании дополнительные расходы, говорит представитель PepsiCo. Кроме того, по его словам, продукция может разморозиться и испортиться. За восемь месяцев проверок в поступающем в компанию сырье не было выявлено превышения содержания пестицидов, ГМО и проч., добавляет он.