Как борьба Китая с пандемией вредит поставщикам аграрной продукции

На импорт из России ограничения не распространяются
NOEL CELIS / AFP
NOEL CELIS / AFP

Производители овощей и фруктов из Юго-Восточной Азии, в первую очередь из Вьетнама, Таиланда, Мьянмы и Лаоса, жалуются на трудности с поставками своей продукции в Китай и угрозу разорения. Из-за политики нулевой терпимости к коронавирусу в Китае на приграничных КПП выстроились очереди из тысяч грузовиков с сельхозпродукцией южных и юго-восточных соседей КНР, сообщает The New York Times со ссылкой на региональных аграриев и ассоциации производителей. В то же время для российских поставщиков продовольствия и логистических операторов ситуация на китайском направлении, напротив, улучшилась, сообщили «Ведомостям» представители профильных бизнесов.

Еще в середине января правительства КНР и Вьетнама договорились о смягчении санитарных ограничений на границе, которая была впервые с начала пандемии полностью закрыта в конце декабря 2021 г., сообщало агентство «Синьхуа». Был открыт после трехнедельного простоя КПП Дунсин – Монг-Кай, а также переходы Лунбанг и Пинмэн, через которые в Китай шла треть экспорта вьетнамских овощей и фруктов. Ключевым фруктом, отправляемым из Вьетнама в КНР, является питахайя, ее производители терпят убытки из-за простоев и безуспешно ищут альтернативы китайскому рынку. Несмотря на то что контроль был немного ослаблен, пробки из вьетнамских грузовиков только на переходах вьетнамско-китайской границы, согласно данным Вьетнамской ассоциации фруктов и овощей, достигают 2000 машин.

Экспортеры фрукта лонган из Таиланда терпят задержки поставок в Китай до 60 дней, значительная часть фруктов испортилась, несмотря на открытие в январе некоторых переходов на границе с Лаосом, через которые таиландские товары попадают в КНР. Власти Таиланда пытаются экстренно разработать эффективные дезинфицирующие средства и технологии для опрыскивания контейнеров с местным фруктом дуриан, чтобы успеть удовлетворить требования КНР. Однако в Таиландской ассоциации производителей дуриана опасаются, что и после Олимпиады Пекин будет регулярно закрывать границы и ситуация с экспортом фруктов не улучшится. Из-за пробок производители арбузов из Мьянмы вынуждены выкидывать тонны просроченных арбузов прямо на границе.

На фоне продолжающейся жесткой санитарной политики КНР на границах мировые цены на продовольствие обновили новый рекорд. Согласно опубликованному 3 февраля ежемесячному индексу Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO), индекс мировых цен на продовольствие в январе достиг максимума с апреля 2011 г. – 135,7 пункта, увеличившись с декабря на 1,1 пункта.

4 февраля пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков отметил, что на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином Путин указал на снижение в 2021 г. на 7% двустороннего оборота сельскохозяйственных товаров «под влиянием пандемии». «По ряду категорий – рыба, морепродукты – наши поставки в Китай упали более чем на 60%. Президент говорил об этом и отметил, что нужно искать пути по компенсации этого проседания в плане сельхозкооперации», – сказал Песков. С октября 2020 г. китайские власти точечно ограничивали ввоз российских морепродуктов, в 2021 г. Главное таможенное управление (ГТУ) КНР запретило импорт морепродуктов ряда российских компаний через порты страны из-за неоднократного обнаружения коронавируса на упаковках. Общий экспорт рыбы и морепродуктов из России снизился на 9% по итогам 2021 г., заявил 12 января 2022 г. руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.

Кроме того, с 30 ноября и 1 декабря 2021 г. Китай в рамках усиления санитарных мер закрыл железнодорожные погранпереходы Гродеково – Суйфэньхэ и Забайкальск – Маньчжурия для приема всех грузов, кроме контейнерных. Также с 1 декабря Китай закрыл погранпереход Замын-Ууд – Эрлянь на границе с Монголией. Под ограничения тогда попали в том числе и продукты питания – растительные масла, пшеничная мука, сухое молоко, печенье, конфеты, соль, мед, шоколад, кедровые орехи, соевый соус, чипсы, водка, пиво, вино и минеральные воды.

Однако с 14 января «Китайские железные дороги» сняли ограничения на перемещение грузов через железнодорожные погранпереходы, сообщил «Ведомостям» представитель РЖД. Кроме того, еще в мае 2020 г. как альтернатива уязвимому к карантинам автотранспорту стартовали железнодорожные перевозки морепродуктов из Приморья. «В 2021 г. из Приморья на экспорт в Китай по железной дороге отправлено 90 800 т морепродуктов, в том числе в декабре – 16 100 т», – пояснили в РЖД. Наконец, 17 января Роспотребнадзор сообщил, что отменено ограничение на прием российской рыбы навалом в северо-восточных китайских портах Далянь и Циндао с 10 и 11 января соответственно. «Ведомости» направили запрос во Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров об актуальной динамике экспорта российских морепродуктов в КНР.

По итогам встречи Путина и Си Цзиньпина в Пекине были подписаны соглашения между российскими Минсельхозом и Роспотребнадзором и ГТУ КНР по контролю качества, фитосанитарным и ветеринарным требованиям к продовольственной продукции, в том числе к кукурузе, рису, сое, рапсу, ячменю, свекловичному жому, соевому, рапсовому, подсолнечному шротам и жмыхам.

До недавнего времени поставки зерна в Китай были разрешены китайскими фитосанитарными властями только из семи регионов России, преимущественно из Сибири, а отгрузки осуществлялись в основном авто- и железнодорожным транспортом. Таким образом, ни один из основных наших зернопроизводящих регионов не имел доступа на китайский рынок, а о поставках зерна балкерными судами не было и речи, поэтому крупные российские экспортеры не занимались китайским направлением, а объемы поставок, за исключением сои, были минимальными, практически нулевыми, пояснил «Ведомостям» председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.

После подписания дополнений к фитосанитарным протоколам по итогам визита президента России в Китай крупнейшим российским экспортерам придется осваивать новое направление практически с нуля, отмечает Зернин. По его словам, ключевые китайские контрагенты – COFCO и Sinograin – хорошо известны российским трейдерам, поэтому проблем с коммуникациями быть не должно. «Мы ожидаем тестовых поставок пшеницы уже в этом сезоне. Речь может идти об одной-двух судовых партиях (по 50 000–60 000 т каждая). Если сложится рабочий процесс, мы можем выйти на 2–2,5 млн т в горизонте двух-трех сезонов», – сказал Зернин. Однако он напомнил, что при построении прогнозов по экспорту в Китай не стоит забывать, что пшеница включена в список культур, по которым эта страна должна добиться самообеспечения, и это может влиять на интенсивность закупок в будущем.

Российские производители мяса, главным образом куриного, которое экспортируется в КНР (свинина так и не была разрешена к ввозу), не сталкивались с проблемами контроля на китайской границе, говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Основная сложность при поставках мяса птицы заключается скорее в том, что сам Китай серьезно нарастил производство бройлеров. Кроме того, цены на курицу упали и из-за быстрого восстановления производства свинины, из-за чего ранее выгодные для российских компаний позиции сегодня практически не поставляются – российская продукция потеряла конкурентное преимущество в цене. Поэтому самой большой сложностью для российских мясопроизводителей при поставках в КНР является рыночная конъюнктура, а не карантинные ограничения, говорит Юшин. Российские предприятия выполняют все предписания китайских регуляторов: обрабатывают упаковку, контролируют ее безопасность – ведь именно к ней были претензии в случае с производителями рыбы и морепродуктов.

В то же время серьезно вырос объем экспорта российской говядины в Китай – несмотря даже на то, что имел место эффект низкой базы: в прошлом году он составил более 30 000 т при прогнозе 20 000 т, говорит эксперт. Китайцы все больше потребляют говядины – их культура потребления на фоне роста благосостояния становится все более западной. Есть и пространство для роста: пока китайцы потребляют 7 кг говядины на человека в год, тогда как россияне – более 13 кг, ­отмечает Юшин.