Правительство перезапустит главный инвестрежим для мегапроектов после годового перерыва

ВЭБу согласовано эксклюзивное право сопровождать соглашения о защите капвложений
Инструмент СЗПК, несмотря на свою сложную историю, все так же востребован
Инструмент СЗПК, несмотря на свою сложную историю, все так же востребован / Getty Images

Бизнес в ближайшие месяцы вновь сможет пользоваться инструментом соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – ключевым для ускорения притока инвестиций в экономику механизмом. Об этом «Ведомостям» рассказал близкий к правительству источник, информацию подтвердили два федеральных чиновника. Инструмент был запущен в конце 2020 г. и действовал лишь до апреля 2021 г., когда «срок годности» действующих на тот период правил заключения соглашений истек, а новый порядок, на который рассчитывали в правительстве, так и не был одобрен.

Техника подписания СЗПК не будет принципиально отличаться от предыдущей версии – заявки будут рассматриваться в таком же ручном режиме, уверяют собеседники «Ведомостей» со ссылкой на подготовленный Минэкономразвития проект постановления правительства. Но у правил, как и в прошлый раз, также будет «срок годности» – заключать соглашения можно будет ориентировочно до середины июня. После этого, как ожидается, заработает государственная информационная система (ГИС) «Капиталовложения», с помощью которой инвесторы смогут подписывать СЗПК в электронной форме. О том, что ГИС планируется запустить во втором полугодии 2022 г., журналистам сообщил 31 января представитель первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирующего СЗПК) Юлия Казинец.

Впрочем, в механизм заключения СЗПК все же планируется внести ключевое изменение – функция сопровождения инвестпроектов будет эксклюзивно закреплена за ВЭБом. Согласно предыдущим правилам эти обязанности были закреплены за Агентством инвестиционного развития (АИР). В одной из версий проекта новых правил, подготовленной летом прошлого года, но так и не одобренной, функции сопровождения предлагалось разделить между ВЭБом, АИР и специально уполномоченными банками. Как писали «Ведомости» осенью, АИР фактически было дискредитировано – госструктура в определенный момент оказалась в преддефолтном состоянии, не выплачивала работникам зарплату и задолжала коммерческим банкам и контрагентам по кредитам и платежам.

Что такое СЗПК

Механизм СЗПК предусматривает возможность предоставления инвесторам «стабилизационной оговорки» (гарантия неизменности условий):

по налогу на прибыль и имущество организаций, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам – на срок от 6 до 20 лет;

по условиям землепользования и градостроительной деятельности – на три года;

по условиям предоставления мер государственной поддержки – на срок предоставления меры поддержки.
В случае осуществления компанией собственных инвестиций в объеме более 10 млрд руб. в «дедушкину оговорку» также может быть включена стабилизация:

ставок вывозных таможенных пошлин сроком на 20 лет;

неналоговых платежей (плата за негативное воздействие на окружающую среду, пользование водными объектами, утилизационный сбор, экосбор) – на три года.

Также инвесторы могут возместить часть затрат на транспортную, энергетическую, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуру, внедренные НИОКР, уплату процентов по кредитам, привлеченным для финансирования проекта на инвестиционной фазе, в объеме налоговых поступлений от проектов. В течение пяти лет может быть возмещено до 50% фактически понесенных затрат на объекты обеспечивающей инфраструктуры (необходимой исключительно инвестпроекту) и в течение 10 лет – до 100% затрат на объекты сопутствующей инфраструктуры.

ВЭБ будет проверять заявителя и предоставляемые им документы на предмет соответствия требованиям и условиям, закрепленным в законе о СЗПК. По итогам проверки институт развития будет уведомлять Минэкономразвития о возможности или невозможности заключения СЗПК. Платы за новый функционал с инвесторов ВЭБ брать не будет, уточнил источник, близкий к институту развития.

Сам механизм СЗПК, т. е. условия заключения новых соглашений, впоследствии также может быть изменен – обсуждение поправок в действующий закон параллельно ведется в специальной рабочей группе с участием представителей крупного бизнеса, напомнил близкий к правительству источник. На данном этапе принципиально оперативно, не дожидаясь изменений законодательства, предоставить компаниям возможность заключать новые соглашения, чтобы не тормозить инвестиционный цикл, и так почти на год замедлившийся из-за образовавшегося вакуума в правилах подписания СЗПК.

Первые СЗПК были подписаны в декабре 2020 г. К апрелю было уже 36 соглашений на сумму 1,3 трлн руб. На данный момент на рассмотрении в Минэкономразвития находится 75 заявок общим объемом предполагаемых инвестиций 2 трлн руб.

Терпеливое ожидание

Перезагрузку механизма СЗПК в правительстве начали бурно обсуждать осенью прошлого года, писали «Ведомости». У дискуссии было несколько тем: остановка с апреля заключения новых соглашений, риски создания выпадающих доходов для бюджетной системы из-за волны новых СЗПК, прежде всего региональной, существенное изменение экономических обстоятельств в последние два года, не отраженное в действующем законодательстве (СЗПК – сравнительно новый инструмент, нормативная база была принята по нему лишь в конце прошлого года).

По сути, как говорил «Ведомостям» один из источников, в правительстве испугались неконтролируемого потока заключения новых сделок, поскольку основа механизма – заявительный порядок подписания соглашений, т. е. государство не вправе отказать инвестору в СЗПК. Соглашения так или иначе создают обязательства для бюджета, поскольку кроме того, что они ограничивают власти в фискальном маневре, они предполагают компенсацию инвестору его вложений в инфраструктуру в рамках проекта через механизм налогового вычета. По словам источников «Ведомостей», ставился вопрос о том, чтобы отменить заявительный порядок заключения СЗПК, но пока власти склоняются к тому, чтобы купировать рост рисков для бюджетной системы через предоставление регионам права вето на подписание новых соглашений по проектам, планируемым к реализации на их территории.  

Инструмент СЗПК, несмотря на свою сложную историю, все так же востребован, заявил «Ведомостям» председатель комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Вдовин. По его словам, инвесторы находятся в терпеливом ожидании принятия постановления правительства о порядке заключения СЗПК, тем более что альтернативных универсальных инструментов поддержки и гарантий не существует и, судя по всему, в настоящее время не разрабатывается. Предоставив бизнесу возможность вновь заключать соглашения, пусть и на определенном временном промежутке, до принятия поправок в закон, государство подтвердит свои обещания действиями и удовлетворит разумные ожидания инвесторов, добавил Вдовин. А уже по будущим проектам, по которым пока не приняты решения об их запуске, можно будет применять новые правила СЗПК, уточнил он. 

Бизнес придерживается изначальной концепции закона: заявительного порядка, отсутствия вмешательства государства в целесообразность и параметры инвестиций – в ином случае появляются опасения непрозрачности и непредсказуемости процесса, заявил Вдовин. Сохранение заявительного порядка заключения СЗПК важно для того, чтобы инвестор, который соответствует критериям, напрямую указанным в законе, мог изначально рассчитывать экономику проекта с учетом прописанных для него в законе мер господдержки, согласилась партнер КПМГ Алиса Мелконян.

«Что касается изменений в сам закон, то здесь бизнес хотел бы увеличения сроков действия стабилизационной оговорки, расширения налоговых отчислений, которые могли бы являться источником для компенсаций и вычетов, в частности за счет -НДПИ, акциза на жидкую сталь», – резюмировал член РСПП. 

По всей видимости, новые правила установят в целом аналогичные предыдущим процедуры подписания соглашений, полагает Сергей Рыбаков, ранее курировавший заключение СЗПК в АИР. Один из нюансов, связанных с заключением СЗПК во время действия предыдущего порядка, – недостаточная регламентированность форм документов. В идеале правительству необходимо утвердить более четкую типовую форму соглашения, а также формы иных необходимых для заключения СЗПК документов, утвердить использование перечня стабилизируемых в рамках СЗПК актов, а также определить уполномоченную организацию, уверен Рыбаков. 

Имидж СЗПК пока формируется, определенные сложности с реализацией инструмента и разногласия по поводу его перспектив – в целом нормальное явление, полагает замдиректора, руководитель направления проектного финансирования АКРА Альфия Васильева. Как и в истории с законодательством в области ГЧП, процесс постановки механизма на поток займет несколько лет, добавила эксперт. 

В пресс-службе Минфина предложили ориентироваться на ранее сформулированную ведомством позицию: в декабре представитель министерства уточнял «Ведомостям», что концепция реализации механизма СЗПК с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества пока обсуждается. В аппарате правительства предложили обратиться за комментариями в Минэкономразвития. Заключение новых СЗПК начнется после утверждения постановления о порядке заключения СЗПК, уточнил представитель Минэкономразвития. В ведомстве рассчитывают, что процесс возобновится в оптимально короткий срок.