Бизнес просит льготы вместо «налога на дивиденды»
В РСПП предложили принципиально новый инструмент – федеральный налоговый вычет в 20% от суммы вложений в момент их «оплаты»Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает отказаться от идеи «штрафов» за чрезмерные выплаты дивидендов – в прошлом году власти обсуждали введение повышенных ставок по налогу на прибыль для бизнеса, который выводит большую часть денег в виде платежей акционерам. Это следует из презентации РСПП, представленной на заседании в объединении на прошлой неделе («Ведомости» с ней ознакомились, ее подлинность подтвердил близкий к союзу источник). Вместо этого объединение предлагает ввести комплекс льгот, которые простимулируют бизнес больше вкладывать, чем платить акционерам.
Основные инструменты следующие:
Ввести универсальный инвестиционный вычет в размере 20% от суммы вложений в период их осуществления. Режим предлагается установить на федеральном уровне, причем налогоплательщик должен будет восстановить налог к доплате, если объект, по которому получен вычет, не удастся достроить и ввести в эксплуатацию в определенные сроки (например, обозначенные в проектной документации).
Продлить действие преференциального режима региональных инвестиционных проектов (РИП) на более длительный период, например до 2050 г. Льготы по налогу на прибыль для участников РИП, согласно действующему законодательству, прекращаются с 2027, 2028, 2031 гг. в зависимости от вида проекта и объема капитальных вложений.
Изменить подход к учету амортизации. В частности, поскольку темпы инфляции в России довольно высоки, расходы на амортизацию имущества не покрывают целиком его фактическую цену. Стоимость имущества может списываться, например, на протяжении 20 лет, в этом случае бизнесу удается эффективно – с учетом инфляции – отнести на затраты 63% вложений.
Понизить так называемый порог стратегического владения компанией с нынешних 50 до 10%. Сейчас акционер-юрлицо, обладающее более 50% компании, не платит налог с доходов, полученных от «дочки» в виде дивидендов. Акционеры с меньшей долей уплачивают его по ставке 13%. В 78% стран ЕС и «двадцатки» стратегический порог составляет 10%, обращают внимание в РСПП, в 13% он ниже этой планки и лишь в 9% – выше.
Повысить эффективность механизма действующего регионального инвестиционного вычета. Вычет предоставляется по решению властей субъекта и предполагает уменьшение суммы налога к уплате на сумму вложений в основные средства (предел возмещения регион устанавливает самостоятельно, инвесторы может вернуться до 100% вложений). На вычет могут претендовать предприятия лишь из определенных отраслей, прежде всего, обрабатывающих. Заложенная в федеральном бюджете сумма на компенсацию регионам выпадающих из-за предоставления вычета доходов незначительна – лишь около 5 млрд в 2022–2024 гг., обращают внимание в РСПП. Чтобы простимулировать регионы более охотно пользоваться этим инструментом, нужно выделить им на это больше денег: покрывать по крайней мере 2/3 доходов, которые субъекты недополучают из-за предоставления льготы, предлагают предприниматели.
Разрешить компаниям списывать убытки от незавершенного строительства в случаях, если проект пришлось прекратить по объективным обстоятельствам.
Свои инициативы союз планирует направить в правительство, следует из презентации. Представитель кабинета министров сообщил «Ведомостям», что пока письмо в аппарат на рассмотрение не поступало. Представитель Минфина заявил, что предложения РСПП будут рассмотрены в установленном порядке после их получения.
После выхода публикации в РСПП уточнили, что тема стимулирования инвестиций обсуждается в РСПП, но эти материалы являются исключительно рабочей версией, которая не направлялась в органы власти. Окончательная позиция будет сформирована Бюро Правления РСПП.
Почему бизнес не хочет налог на прибыль
В конце прошлого года власти активно обсуждали механизм дифференцированной шкалы по налогу на прибыль. Предлагалось ввести несколько ступеней ставки в зависимости от доли выплаченных дивидендов. Базовая формула – разница между совокупными за пять лет дивидендами и инвестициями за вычетом амортизации, разделенная на капитал компании на начало этого периода. Если полученный коэффициент был бы меньше либо равен единице, ставка налога устанавливалась бы на уровне 20%. От единицы до двух – 25%, больше – 30–35%. «Основная идея в том, чтобы компании хотя бы обновляли свои фонды аналогичными накоплению амортизации темпами, именно поэтому она определена как один из основных критериев формулы», – пояснял «Ведомостям» смысл формулы собеседник, близкий к правительству.
В итоге введение налога было решено отложить, дискуссию перенесли с 2021 на 2022 г. Как впоследствии пояснял высокопоставленный федеральный чиновник, механизм оказался нереализуем на практике, поскольку, как выяснилось, инвестполитика многих компаний основана на «подъеме» прибыли в виде дивидендов из дочерних в холдинговые структуры, после чего эти средства уже направляются на капвложения. «ФНС не сможет все это отследить, это нереально», – уточнял собеседник. В то же время, по его словам, перенос дискуссии не означает, что идея окажется в архиве.
В презентации РСПП подчеркивается, что привязка ставки по налогу на прибыль к уровню дивидендов за прошедшие периоды противоречит Налоговому кодексу, который фактически запрещает повышать ставку ретроактивно, на результаты прошедших периодов. Кроме того, инициатива не согласуется с поручением президента: в послании Федеральному собранию, после которого правительство начало активно готовить законопроект, Владимир Путин предлагал поощрять компании реинвестировать прибыль, а не распределять ее в виде платежей акционерам. «Кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает в развитие своих предприятий и целых отраслей. Будем поощрять, конечно, тех, кто вкладывает», – говорил он.
Почему пряник лучше кнута
Ключевая идея РСПП в том, чтобы снизить налоговую нагрузку на тех, кто инвестирует, и не повысить на тех, кто не инвестирует, поэтому предлагаемые меры следует рассматривать в комплексе, уверен руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Речь о создании условий, при которых дивиденды, с одной стороны, распределялись бы большему количеству корпоративных акционеров, а с другой – у них было бы больше мотивации реинвестировать полученные доходы, пояснил он.
По сути, в предложениях РСПП речь идет о методе пряника, противопоставляемом методу кнута, при котором на бизнес возлагается дополнительное финансовое бремя в случае решения о немедленном распределении дивидендов, отметил преподаватель юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Максим Башкатов. При этом метод поощрений зачастую оказывается более эффективным, добавил он.
Если в обмен на инвестиции компаниям предлагаются льготы, то для бенефициаров может быть более выгодным воздержаться от распределения дивидендов в кратко- или среднесрочной перспективе. Если у владельцев бизнеса отсутствует потребность в деньгах здесь и сейчас, то при одобрении предлагаемых механизмов практически все они предпочтут реинвестировать прибыль своих компаний, резюмировал Башкатов.
Хотя предложения РСПП простимулируют бизнес больше вкладывать, они выглядят чересчур амбициозно, полагает Айрапетян. Универсальный вычет в 20% – это очень чувствительно для бюджета, добавил он. Логика компаний ясна, рассуждает Айрапетян: сейчас благоприятная конъюнктура и налог со сверхприбыли хочется уменьшить, но найдет ли это отклик в правительстве и Минфине – большой вопрос.