Росстат раскрыл новый способ оценки доли туризма в ВВП

Ведомство впервые рассчитает вклад отрасли в экономику регионов
Росстат оценит эффект для экономик регионов от туристической индустрии. Чиновники на местах могут завышать показатели
Росстат оценит эффект для экономик регионов от туристической индустрии. Чиновники на местах могут завышать показатели / Максим Стулов / Ведомости

Росстат разработал технологию оценки вклада туризма в экономику регионов – «Ведомости» ознакомились с методикой подсчета доли туриндустрии в валовом региональном продукте (ВРП), утвержденной в конце декабря 2021 г. Туристическая индустрия будет рассматриваться со стороны предложения, а не спроса.

Согласно методике, Росстат суммирует валовую добавленную стоимость всех видов деятельности из группировки «Туризм» (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, ОКВЭД). К этой группе относятся, в частности, отели, гостиницы, санатории и курорты, торговля сувенирами. Но кроме традиционных группа включает такси, пассажирские перевозки, рестораны, спортзалы, музеи, галереи, кинотеатры, услугами которых пользуются далеко не только туристы. Лишь часть произведенных товаров и услуг в группе «Туризм» приходится на долю потребления туристов, признает Росстат в тексте методики.

Первая оценка показателя будет опубликована в марте, сообщил «Ведомостям» представитель Росстата. Ранее не существовало адекватных методик, позволяющих выделить и учесть добавленную стоимость по видам деятельности из группировки «Туризм», отмечает представитель Росстата. При разработке методики и подготовке к расчету доли туристической отрасли в ВРП регионов пришлось провести значительную работу, сформировать специальный информационный массив, отделив показатели конкретных видов деятельности от агрегированных данных по отраслям, добавил он.

«Ведомости» направили уточняющий запрос в Минэкономразвития и Ростуризм.

Вклад туризма

Прямой вклад туризма в мировой ВВП составил $1,9 трлн в 2021 г. – чуть выше показателя 2020 г. в $1,6 трлн, но значительно ниже значения до пандемии в $3,5 трлн, сообщала Всемирная туристская организация. В 2020 г. доля туризма в глобальном ВВП составляла 2,2% (при объеме мирового ВВП в $84,68 трлн, по оценке Всемирного банка).
В России на туриндустрию приходится почти 4% ВВП. Она влияет более чем на 50 смежных отраслей, отмечал вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» ставит цели увеличить вклад отрасли в ВВП России с 3,7 трлн до 8,2 трлн руб. к 2030 г., привлечь в отрасль 600 млрд руб. частных инвестиций, более чем в 2 раза увеличить количество поездок по стране – с 65 млн до 140 млн в год, увеличить количество рабочих мест в отрасли – до 4,2 млн.
На нацпроект планируется направить до 2030 г. 529 млрд руб. из федерального бюджета и еще 72 млрд – из региональных. Дополнительно планируется привлекать частные инвестиции на инфраструктуру.

Повысить качество статистики нужно, чтобы отслеживать прогресс в реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Более точные данные позволят прогнозировать турпотоки и принимать своевременные управленческие решения, в том числе губернаторами на местах, заявлял вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Во многих регионах пытаются считать эти показатели по-своему. «В результате данные невозможно сравнивать, а значит, невозможно увидеть ситуацию в стране в целом и принимать решения о поддержке туристической отрасли», – отмечал глава Росстата Павел Малков.

Вклад туризма в ВВП России составляет около 4%, следует из презентации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», опубликованной летом 2020 г. Этот уровень в документе характеризуется как крайне невысокий – в других странах показатель в несколько раз выше. Например, вклад туризма в ВВП Франции составляет 8,5%, Китая – 11,3%, Испании – 14,3%, говорится в документе. России необходимо увеличить показатель в 2 раза от нынешнего уровня к 2024 г., а к 2035 г. – в 5 раз.

Статистика нашего времени

У методики Росстата есть несоответствия с рекомендациями Всемирной туристской организации (UNWTO) в системе ООН, полагает директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства, участник межведомственной группы по статистике туризма Роман Еремян.

Отнесение к туриндустрии всего объема добавленной стоимости таких видов деятельности, как перевозки, такси, общепит, музеи и т. п., может привести к критическим искажениям реальной картины в масштабах как ВВП страны, так и ВРП субъектов, подчеркивает Еремян. По его словам, подавляющую часть выручки в этих сферах приносят местные жители: «Но по методике Росстата мы должны верить в то, что только туристы ездят на такси, едят в кафе, ходят в музеи, театры, на стадионы, покупают спорттовары и т. д. На основе завышенных данных руководство страны будет принимать решения».

По статистике Дубая, Турции, Сингапура, Лас-Вегаса и др., в среднем туристы тратят по 33% бюджета на транспорт, проживание и питание, говорит Еремян. В российской же статистике доля транспорта в группировке «Туризм» – 60%, питания – 19%, проживания – 7%, следует из сборника Росстата «Туризм в России».

От достоверности и единообразия статистики зависит правильность управленческих решений на федеральном и региональном уровнях, подчеркивает вице-президент «Опоры России», член общественно-экспертного совета по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» Алексей Кожевников.

В методике реализован стандартный подход, типичный для статистического ведомства, пояснил «Ведомостям» начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» ВШЭ Владимир Бессонов. Оценку Росстата туриндустрии со стороны предложения не стоит считать проблемой, полагает он: «Любая методика основана на некоторых допущениях и представляет собой компромисс между качеством, издержками и оперативностью». Недостаток методики в том, что данные будут представлены только в текущих ценах. Это не позволит анализировать динамику в постоянных ценах (с поправкой на влияние инфляции), добавил Бессонов.

Официальную статистику могут дополнить данные аналитической панели Сбера «Туризм». Банк оценивает турпоток в регионы по обезличенным данным о тратах клиентов. Туристом считается физлицо, оплатившее покупку картой за пределами домашней локации. Началом поездки считается дата и время первой транзакции в регионе прибытия, окончание поездки – дата и время первой транзакции в другом регионе, пояснил представитель Сбера.

В отличие от авторов альтернативных исследований Росстат берет на себя обязательство публиковать показатели регулярно в и конкретные сроки, подчеркивает Бессонов. Некоторые из неофициальных подходов со временем могут войти и в арсенал государственной статистики. «В этом плане альтернативные оценки представляют собой полигон для отработки перспективных решений», – добавил Бессонов.

«Мы рассчитываем, что в будущем нам удастся достичь большей избирательности при учете объемов предложения и потребления туруслуг», – ответил представитель Росстата.

У стран с долгой историей развития туризма и налаженной практикой (фискальной, учетной, правовой и т. п.) больше информационные базы, позволяющие выделить и оценить потребление туруслуг. «Мы делаем первые шаги в этом направлении. Без достаточной базы данных и без проведения дорогостоящих статистических исследований принято решение на первом этапе оценивать туризм со стороны предложения», – пояснил представитель Росстата. Например, ведомство изучает возможность включить в текущие исследования, связанные с расходами и структурой потребления, вопросы о туруслугах.