Росстат раскрыл новый способ оценки доли туризма в ВВП
Ведомство впервые рассчитает вклад отрасли в экономику регионовРосстат разработал технологию оценки вклада туризма в экономику регионов – «Ведомости» ознакомились с методикой подсчета доли туриндустрии в валовом региональном продукте (ВРП), утвержденной в конце декабря 2021 г. Туристическая индустрия будет рассматриваться со стороны предложения, а не спроса.
Согласно методике, Росстат суммирует валовую добавленную стоимость всех видов деятельности из группировки «Туризм» (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, ОКВЭД). К этой группе относятся, в частности, отели, гостиницы, санатории и курорты, торговля сувенирами. Но кроме традиционных группа включает такси, пассажирские перевозки, рестораны, спортзалы, музеи, галереи, кинотеатры, услугами которых пользуются далеко не только туристы. Лишь часть произведенных товаров и услуг в группе «Туризм» приходится на долю потребления туристов, признает Росстат в тексте методики.
Первая оценка показателя будет опубликована в марте, сообщил «Ведомостям» представитель Росстата. Ранее не существовало адекватных методик, позволяющих выделить и учесть добавленную стоимость по видам деятельности из группировки «Туризм», отмечает представитель Росстата. При разработке методики и подготовке к расчету доли туристической отрасли в ВРП регионов пришлось провести значительную работу, сформировать специальный информационный массив, отделив показатели конкретных видов деятельности от агрегированных данных по отраслям, добавил он.
«Ведомости» направили уточняющий запрос в Минэкономразвития и Ростуризм.
Вклад туризма
Прямой вклад туризма в мировой ВВП составил $1,9 трлн в 2021 г. – чуть выше показателя 2020 г. в $1,6 трлн, но значительно ниже значения до пандемии в $3,5 трлн, сообщала Всемирная туристская организация. В 2020 г. доля туризма в глобальном ВВП составляла 2,2% (при объеме мирового ВВП в $84,68 трлн, по оценке Всемирного банка).
В России на туриндустрию приходится почти 4% ВВП. Она влияет более чем на 50 смежных отраслей, отмечал вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» ставит цели увеличить вклад отрасли в ВВП России с 3,7 трлн до 8,2 трлн руб. к 2030 г., привлечь в отрасль 600 млрд руб. частных инвестиций, более чем в 2 раза увеличить количество поездок по стране – с 65 млн до 140 млн в год, увеличить количество рабочих мест в отрасли – до 4,2 млн.
На нацпроект планируется направить до 2030 г. 529 млрд руб. из федерального бюджета и еще 72 млрд – из региональных. Дополнительно планируется привлекать частные инвестиции на инфраструктуру.
Повысить качество статистики нужно, чтобы отслеживать прогресс в реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Более точные данные позволят прогнозировать турпотоки и принимать своевременные управленческие решения, в том числе губернаторами на местах, заявлял вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Во многих регионах пытаются считать эти показатели по-своему. «В результате данные невозможно сравнивать, а значит, невозможно увидеть ситуацию в стране в целом и принимать решения о поддержке туристической отрасли», – отмечал глава Росстата Павел Малков.
Вклад туризма в ВВП России составляет около 4%, следует из презентации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», опубликованной летом 2020 г. Этот уровень в документе характеризуется как крайне невысокий – в других странах показатель в несколько раз выше. Например, вклад туризма в ВВП Франции составляет 8,5%, Китая – 11,3%, Испании – 14,3%, говорится в документе. России необходимо увеличить показатель в 2 раза от нынешнего уровня к 2024 г., а к 2035 г. – в 5 раз.
Статистика нашего времени
У методики Росстата есть несоответствия с рекомендациями Всемирной туристской организации (UNWTO) в системе ООН, полагает директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства, участник межведомственной группы по статистике туризма Роман Еремян.
Отнесение к туриндустрии всего объема добавленной стоимости таких видов деятельности, как перевозки, такси, общепит, музеи и т. п., может привести к критическим искажениям реальной картины в масштабах как ВВП страны, так и ВРП субъектов, подчеркивает Еремян. По его словам, подавляющую часть выручки в этих сферах приносят местные жители: «Но по методике Росстата мы должны верить в то, что только туристы ездят на такси, едят в кафе, ходят в музеи, театры, на стадионы, покупают спорттовары и т. д. На основе завышенных данных руководство страны будет принимать решения».
По статистике Дубая, Турции, Сингапура, Лас-Вегаса и др., в среднем туристы тратят по 33% бюджета на транспорт, проживание и питание, говорит Еремян. В российской же статистике доля транспорта в группировке «Туризм» – 60%, питания – 19%, проживания – 7%, следует из сборника Росстата «Туризм в России».
От достоверности и единообразия статистики зависит правильность управленческих решений на федеральном и региональном уровнях, подчеркивает вице-президент «Опоры России», член общественно-экспертного совета по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» Алексей Кожевников.
В методике реализован стандартный подход, типичный для статистического ведомства, пояснил «Ведомостям» начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» ВШЭ Владимир Бессонов. Оценку Росстата туриндустрии со стороны предложения не стоит считать проблемой, полагает он: «Любая методика основана на некоторых допущениях и представляет собой компромисс между качеством, издержками и оперативностью». Недостаток методики в том, что данные будут представлены только в текущих ценах. Это не позволит анализировать динамику в постоянных ценах (с поправкой на влияние инфляции), добавил Бессонов.
Официальную статистику могут дополнить данные аналитической панели Сбера «Туризм». Банк оценивает турпоток в регионы по обезличенным данным о тратах клиентов. Туристом считается физлицо, оплатившее покупку картой за пределами домашней локации. Началом поездки считается дата и время первой транзакции в регионе прибытия, окончание поездки – дата и время первой транзакции в другом регионе, пояснил представитель Сбера.
В отличие от авторов альтернативных исследований Росстат берет на себя обязательство публиковать показатели регулярно в и конкретные сроки, подчеркивает Бессонов. Некоторые из неофициальных подходов со временем могут войти и в арсенал государственной статистики. «В этом плане альтернативные оценки представляют собой полигон для отработки перспективных решений», – добавил Бессонов.
«Мы рассчитываем, что в будущем нам удастся достичь большей избирательности при учете объемов предложения и потребления туруслуг», – ответил представитель Росстата.
У стран с долгой историей развития туризма и налаженной практикой (фискальной, учетной, правовой и т. п.) больше информационные базы, позволяющие выделить и оценить потребление туруслуг. «Мы делаем первые шаги в этом направлении. Без достаточной базы данных и без проведения дорогостоящих статистических исследований принято решение на первом этапе оценивать туризм со стороны предложения», – пояснил представитель Росстата. Например, ведомство изучает возможность включить в текущие исследования, связанные с расходами и структурой потребления, вопросы о туруслугах.