ЦБ хочет запретить развитие криптовалют в России, но пока не знает, как именно

Запреты приведут в большей степени к упущенным налогам, а не защите граждан, считают эксперты
Сейчас в России, по оценке BitRiver (предоставляет услуги хостинга и решения для крупномасштабного майнинга криптовалюты), майнингом одного лишь биткойна занимается около 300 000 граждан и компаний
Сейчас в России, по оценке BitRiver (предоставляет услуги хостинга и решения для крупномасштабного майнинга криптовалюты), майнингом одного лишь биткойна занимается около 300 000 граждан и компаний / Евгений Разумный / Ведомости

Многолетняя критика российского Центробанка в адрес криптовалют наконец обрела форму в виде доклада для обсуждений: регулятор предложил запретить майнинг, выпуск, обращение и обмен криптовалют, в том числе биткойна, любыми российскими игроками, криптобиржами, криптообменниками и p2p-платформами на территории России.

ЦБ согласен только разрешить гражданам владеть криптовалютой, но не покупать ее на базе российской инфраструктуры.

Всем финансовым организациям – банкам или, например, брокерам – ЦБ хочет запретить быть посредниками и предоставлять свою инфраструктуру для осуществления любых операций с криптовалютой (приобретение, осуществление платежей и переводов, отчуждение). Сами финансовые организации также не смогут вкладываться в криптовалюты. ЦБ считает, что риски несет не только прямое владение криптовалютой, но и инвестиции в производные финансовые инструменты на нее. Поэтому использовать деривативы, связанные с криптовалютой, будет тоже запрещено. Еще летом ЦБ рекомендовал российским биржам не внедрять криптоинструменты и производные на них, например фонды.

Ежегодный объем операций российских граждан с криптовалютой, по данным ЦБ, составляет примерно $5 млрд: россияне являются одними из наиболее активных участников данного рынка. Для сравнения: в 2021 г. частные инвесторы вложили в российские ценные бумаги на Московской бирже 1,35 трлн руб., или около $17,6 млрд.

Жесткое регулирование будет касаться только криптовалют – биткойна, лайткойнов или стейблкойнов, – но не таких активов, как NFT (токен, наиболее популярный в сфере цифрового искусства и видеоигр, не является криптовалютой).

Без ясности

Пока в докладе Банка России для общественных консультаций нет никакой конкретики.

ЦБ хочет ввести ответственность за все указанные нарушения, а также в случае, если криптовалюта будет использоваться как средство платежа на территории России. Запрет на расчеты криптовалютами уже в России действует – с января 2021 г. по закону о цифровых финансовых активах (ЦФА). Но какой это будет вид ответственности – вопрос обсуждения. Сам регулятор выступает за административную ответственность в виде штрафов, уточнила директор департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Елизавета Данилова в ходе пресс-конференции.

Банк России намерен разработать механизмы выявления операций с криптовалютой и лиц, которые их осуществляют после введения запрета, механизмы блокировки операций по покупке или продаже криптовалют за обычные деньги, а также определить органы, на которые будут возложены полномочия по реализации этих мер. С сентября регулятор дает банкам рекомендации, как отслеживать переводы граждан в адрес криптобирж и криптообменников и останавливать и это дело будет продолжаться, уточнила Данилова.

Еще ЦБ хочет получать информацию об операциях российских клиентов на зарубежных рынках криптовалют (так как, например, криптобиржи не регистрируются в России). Правда, пока таких механизмов нет: ЦБ планирует проводить совместную работу с финансовыми регуляторами разных стран.

Что касается майнинга криптовалют, то механизмов выявления майнеров на территории России пока нет, добавила Данилова. Сам по себе майнинг, отметила она, создает повышенную нагрузку на энергосети, увеличивает углеродный след, приводит к дефициту видеокарт и росту их цен.

Что думает рынок

Полный запрет на операции с криптовалютами не выход, согласно большинство участников рынка. Центральный банк озвучил свое предложение, основываясь на том, что распространение криптовалют несет угрозы для благосостояния граждан, финансовой стабильности и риски, связанные с нелегальной деятельностью. Угроза для благосостояния граждан и нелегальной деятельности заслуживает отдельного обсуждения, считает представитель крупнейшей криптобиржи Binance: площадка следит и выявляет операции с криптовалютой, которые связаны с отмыванием денег, с помощью упреждающих мер и сотрудничества с заинтересованными сторонами из государственного и частного секторов.

Запрет криптовалют на территории России – это упущенная выгода для бюджета страны, считает генеральный директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин. К тому же это ограничит развитие российских проектов в этой сфере и даст сигнал разработчикам и профессиональным пользователям не вести в России бизнес, связанный с криптовалютами. Запрет майнинга и оборота криптовалют не будет целесообразен ни для инвесторов, ни для государства, согласен юрист Criminal Defense Firm Даниил Горьков: наложение запретов может привести к потере инвесторами их вложений в криптовалютные активы, в то время как Россия уже сегодня занимает 3-е место в мире по объему добычи криптовалют.

Сейчас в России, по оценке BitRiver (предоставляет услуги хостинга и решения для крупномасштабного майнинга криптовалюты), майнингом одного лишь биткойна занимается около 300 000 граждан и компаний, говорит генеральный директор BitRiver Игорь Рунец. При этом совокупная усредненная выручка российских майнеров биткойна в год составляет порядка $1,5 млрд. Еще порядка $2,5 млрд в год зарабатывают майнеры других криптовалют. Если взимать с криптовалютных операций при переводе в фиатные средства налог на прибыль или НДФЛ, то в консолидированный бюджет России будет в среднем ежегодно поступать более 50 млрд руб. в виде доходов.

Поэтому в BitRiver надеются, что Банк России и силовые структуры страны не будут устанавливать и инициировать запреты на операции с криптовалютами в России и будут выстраивать конструктивный диалог с участниками рынка.

Так как в России долго отсутствовало регулирование криптовалют и сейчас оно все еще мало проработано, а игроки давно научились работать за пределами российского правового поля, говорит управляющий партнер юридической компании Red Bishops Мария Чижикова, «это для нашей страны скорее потерянные налоги, чем защита граждан и рынка».

Инициатива Банка России по запрету и причины выглядят обоснованными, считает начальник управления анализа рынков «Открытие инвестиций» Антон Затолокин, добавляя, что «дьявол в деталях» и важно не допустить «перегибов на местах». Перед финансовым сообществом стоит задача развития фондового рынка и вводимые ограничения должны содействовать решению этой задачи. Есть риск того, что российское регулирование окажется существенно более строгим, чем регулирование в развитых странах, что потенциально даст финансовому сектору этих стран конкурентное преимущество в борьбе за российского клиента и его активы, предупреждает эксперт.

Партнеру KPMG Law Ольге Ясько идея с запретом операций с криптовалютой не близка – риски, обозначенные ЦБ, существуют, но ими было бы эффективнее управлять через механизмы контроля как в отношении операций, так и в отношении участников рынка. Запрет в значительной степени ограничивает возможности для контроля и мониторинга, считает эксперт.

Предложенный ЦБ подход сформулирован в докладе довольно размыто, говорит Ясько. Если предложение ввести ответственность за использование криптовалюты в качестве средства платежа в целом было ожидаемо, то запрет на организацию обращения и обмена идет вразрез с ранее обозначенным трендом на легализацию операций с ЦФА. Недопущение на крипторынок российских финансовых организаций будет лишь способствовать дальнейшему оттоку капитала и увеличению рисков для инвесторов, которые с учетом нестабильного курса рубля и регулярных обвалов на фондовом рынке будут использовать любые, в том числе неурегулированные, возможности для извлечения прибыли.

С этим мнением согласны не все. В большинстве случаев граждане при покупке криптовалют не понимают сущность таких продуктов, которые в значительной степени являются спекулятивными, говорит заместитель председателя правления Совкомбанка Олег Машталяр: отсутствие правил создает негативные тенденции, исключая из экономики страны около $5 млрд в год, которые могли бы эффективно работать как пассивная база или на фондовом рынке.