Задолженность перед Россией по межгоскредитам за 2020 год выросла на $2 млрд

Сумма обязательств развивающихся стран превысила $27 млрд
Из крупных должников – с задолженностью свыше $500 млн – больше всех сократил объем обязательств Вьетнам/ Евгений Разумный / Ведомости

Суверенная задолженность развивающихся стран перед Россией по итогам 2020 г. составила $27,3 млрд, следует из последних данных Всемирного банка (ВБ; «Ведомости» их изучили, в анализе использовались данные о совокупной внешней задолженности, включая краткосрочную). Статистика публикуется почти с годовым временным лагом, в начале прошлого года ВБ впервые раскрыл информацию о двусторонних межправительственных кредитах. По итогам 2019 г. развивающиеся государства были должны России $25,2 млрд. Таким образом, портфель межгоскредитов за 2020 г. вырос на 8%, или на $2,1 млрд.

Минфин России информацию о межправкредитах не раскрывает – страны-заемщики, а также цели кредитов в большинстве случаев засекречиваются. Тем не менее иногда такие сделки анонсируются публично. Согласно официальным данным, межгосударственные кредиты, как правило, предоставляются иностранным заемщикам на закупку российской продукции, прежде всего оборонной, или на оплату услуг по строительству атомных электростанций (АЭС). Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Кто повысил

Согласно данным ВБ, обязательства перед Россией существенно выросли у двух государств: у Индии (+74%, или $1,2 млрд, почти до $3 млрд) и у Бангладеш (+37%, или $900 млн, до $3,3 млрд). В обеих странах «Росатом» реализует проекты по строительству АЭС с использованием межгосзаймов. В 2017 г. власти анонсировали предоставление Индии госкредита на строительство пятого и шестого блоков АЭС «Куданкулам» в размере $4,2 млрд сроком на 10 лет. В Бангладеш «Росатом» строит АЭС «Руппур» – также с привлечением межправительственного кредита от России. В 2016 г. сообщалось о выделении стране $11,4 млрд заемных средств на этот проект.

Представитель «Росатома» воздержался от комментариев. По словам источника в сфере военно-технического сотрудничества, рост задолженности Индии и Бангладеш, очевидно, связан с увеличением объема работ по возведению АЭС в этих странах, поскольку Индии вооружение в счет кредита не поставляют, а поставки вооружений по кредиту Бангладеш в основном завершены.

Кто сократил

Из крупных должников – с задолженностью свыше $500 млн – больше всех сократили объем обязательств Вьетнам (на 10%, или на $180 млн до $1,5 млрд) и Сомали (на 19%, или на $176 млн до $755 млн). Задолженность Ханоя перед Россией образовалась еще во времена СССР. В 2000 г. РФ списала $9,5 млрд долга Вьетнама из $11 млрд. Оставшиеся деньги страна должна была вернуть Москве до 2020 г. Публичная информация о целях предоставления кредита Сомали отсутствует.

Пятерка крупнейших российских должников за 2020 г. не изменилась: лидирует по-прежнему Белоруссия с обязательствами в $8,3 млрд (+3%, или $200 млн, за 2020 г.). Кроме Белоруссии больше всех России должны те же Бангладеш, Венесуэла ($3,2 млрд), Индия и Вьетнам. Украина с задолженностью в $600 млн занимает в этом списке 9-е место.

Новым должником России стал Кот-д’Ивуар – страна получила, согласно статистике ВБ, $61 млн. Судя по данным ВБ, полностью свою задолженность погасило Марокко – по итогам 2019 г. обязательства королевства перед Россией составляли всего $100 000.

Россия – на 5-м месте среди крупнейших суверенных кредиторов развивающихся стран. Первые в этом рейтинге – Китай (задолженность перед страной по итогам 2020 г. составила $171 млрд), Япония ($126 млрд), Франция ($46 млрд) и Германия ($43 млрд).

Не вся картина

Данные ВБ полезны тем, что сводят не очень публичную или сложнодоступную информацию, отметил директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Так как информация собирается преимущественно со стороны заемщика, в страновом разрезе она является достаточно исчерпывающей: каждый отдельный респондент раскрывает свои пассивы правильно. Другое дело, что респонденты – это не все страны мира, а только развивающиеся. Поэтому структуру активов какого-то крупного кредитора, такого как Китай или Россия, они характеризуют лишь отчасти.

Согласно официальной методологии ВБ, данные о задолженности включают в себя детальную информацию обо всех долгосрочных (срок – более одного года) внешних долгах отчитывающихся государств, а также обобщенные данные о краткосрочной (до одного года) внешней задолженности, напомнил старший эксперт направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР Илья Стрелков. То есть статистика достаточно корректная, согласился он. Данные предоставляют уполномоченные органы стран-должников, а также структуры международных кредитных организаций, добавил эксперт. Так или иначе полнота данных зависит во многом от того, насколько качественную информацию предоставляют сами страны, и от своевременности предоставления такой информации, продолжил Стрелков. Поскольку среди крупных должников России есть наименее развитые страны, в том числе испытывающие проблемы в сфере организации государственных финансов (например, Венесуэла), то часть данных может быть неточной, согласился он.

Китай в последние 10 лет был на порядок более активен как международный кредитор, чем Россия и даже традиционные международные кредиторы, такие как МВФ, ВБ и страны Парижского клуба, отметил Куликов. Это стало возможным благодаря долго державшемуся положительному торговому балансу, пояснил эксперт. Но КНР решает таким образом не только и не столько фискальные задачи: кредитование других стран – это часть государственной стратегии завоевания доступа на экспортные рынки для местных производителей и обеспечение гарантии внешних сырьевых поставок, резюмировал Куликов.

В подготовке статьи участвовали Алексей Никольский и Александр Волобуев