Московским инспекциям ФНС разрешат доначислять «уклонистам» налоги без согласования с управлением
Это ускорит вынесение решений по итогам налоговых проверок, считают экспертыУправление ФНС по Москве сообщило нижестоящим инспекциям, что они больше не обязаны согласовывать материалы выездных проверок, где выявлен ущерб бюджету менее 150 млн руб. Письмо есть в распоряжении «Ведомостей».
С 2017 г., когда ст. 54.1 (об уходе от налогов) появилась в Налоговом кодексе (НК), практически все проверки с ее применением были под пристальным вниманием Федеральной налоговой службы (ФНС). Практически все решения региональных инспекций согласовывались с центральным аппаратом. Сейчас большинство выездных проверок проходит по этой статье. Теперь же «наверху» будут анализировать, достаточно ли доказательств собрали инспекции на местах, только в случае ухода от налогов на сумму выше 150 млн руб., отмечается в письме.
В согласованиях решений пропал смысл после того, как в письме по ст. 54.1 НК в марте 2021 г. были даны подробные методологические рекомендации, отмечает партнер департамента налогового и юридического консультирования KPMG в СНГ Галина Акчурина. «Практика по ст. 54.1 НК стабилизировалась, на взгляд ФНС, и она считает возможным смягчить мониторинг, – комментирует руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. – Это означает, что не только региональные управления не будут согласовывать проекты решений по ст. 54.1 НК, но и ФНС».
«Ведомости» направили запрос в ФНС.
В среднем выездные проверки в Москве заканчиваются доначислениями свыше 64 млн руб., включая пени и штрафы, следует из наиболее актуальных данных ФНС на ноябрь 2021 г. Несмотря на сокращение выездных проверок в целом по России, в Москве отмечается рост – на 33% по сравнению с допандемийным 2019 годом (с 1243 с января по ноябрь 2019 г. до 1659 в аналогичный период 2021 г.) и на 84% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., когда в Москве прошло 900 проверок.
Главная боль бизнеса
Статья 54.1 НК установила критерии необоснованной налоговой выгоды. На практике она вызвала ужесточение наказания за уход от налогов. Лишь 26% судебных споров по 54.1 НК частично или полностью разрешаются в пользу бизнеса, сообщал замглавы ФНС Виктор Бациев.
Крайне редко налоговые органы идут на налоговую реконструкцию – рассчитывают, сколько компания недоплатила в бюджет, и доначисляют налог не более этой суммы. В большинстве случаев компаниям доначисляют налоги не с прибыли, а с выручки, отказывая в праве на налоговые вычеты и учет расходов.
В марте 2021 г. ФНС выпустила позитивное для бизнеса письмо по ст. 54.1 с рекомендациями по снижению налоговых рисков. Компании могут рассчитывать на налоговую реконструкцию – учесть расходы и применить вычеты по НДС, – если проявят «деятельное раскаяние»: самостоятельно докажут реальность операций, их параметры (что поставки были в действительности, а не лишь на бумаге), раскроют настоящих поставщиков (исполнителей) и представят документы.
16 декабря Верховный суд в решении по делу ООО «Спецхимпром» признал недопустимым при известности лица, фактически исполнившего сделку, доначисление бизнесу налогов больше, чем подлежало бы уплате без злоупотреблений с его стороны. Согласно решению ВС налоговые органы обязаны принимать исчерпывающие меры по установлению «действительного размера налогового обязательства налогоплательщика», в том числе устанавливать фактического исполнителя.
Процесс ускорится
В письме инспекциям «управление обращает внимание на недопустимость затягивания сроков рассмотрения материалов проверок и вынесения решений по итогам проведения налоговых проверок».
Новый порядок, несомненно, ускорит рассмотрение результатов проверок и вынесения решений, ожидает Зарипов. По закону материалы по итогам проверки должны рассматривать в течение 1–2 месяцев (ст. 101 НК). Однако на практике рассмотрения по 1,5–2 года стали нормой, отмечают опрошенные «Ведомостями» налоговые консультанты.
Непосредственно сама выездная проверка обычно длится не более года, указал старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. Но сильно затягиваются подготовка акта проверки и вынесение решений о доначислениях. Кроме того, налогоплательщику могут вручить решение с задержкой. Налоговые органы не несут ответственности за нарушение сроков, констатировал юрист.
Избавиться от доначислений, потому что налоговики нарушили срок, не получится – «суды относятся к просрочкам инспекций снисходительно», отмечает Зарипов. «Оспорить можно только штрафы из-за истечения сроков привлечения к ответственности, но это вполне компенсируют пени», – пояснил Баранов. Сейчас несколько компаний пытаются оспорить в судах недоимки и пени из-за «опозданий» инспекций.
Согласование доначислений «наверху» снимало ответственность с инспекций и значительно замедляло принятие решений, отмечает Баранов. В практике был случай, когда инспекция «опоздала» с решением более чем на 800 дней. Планку в 150 млн руб. установили потому, что управления «просто физически не могут обработать все материалы», полагает партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. В то же время контроль позволял выносить более грамотные решения. «Есть риск, что инспекции на местах начнут применять ст. 54.1 НК менее аккуратно», – предупредил Баранов. Но и раньше встречались случаи, когда вышестоящие налоговые органы не погружались в фактуру и согласовывали «одиозные» решения, отмечает Акчурина.
Как часто проходят выездные проверки
Налоговые органы все реже проводят выездные проверки. Ими охвачен в среднем всего один налогоплательщик из 1000, сообщала ФНС. В то же время каждая вторая выездная проверка проходит с участием МВД, отмечал глава ФНС Даниил Егоров.
За девять месяцев 2021 г. количество выездных проверок организаций и ИП снизилось на 24% к аналогичному периоду доковидного 2019 года. Нарушения выявлены в 96% случаев. Средняя сумма доначислений в целом по России – 44 млн руб., включая пени и штрафы.
Одной из мер поддержки бизнеса в пандемию стал мораторий на выездные проверки с апреля 2020 г. Поэтому за 2020 г. в России прошло в 1,5 раза меньше проверок, чем в предыдущем (5930 против 9077 в 2019 г.). Средняя сумма доначислений в целом по России – 37,7 млн руб., включая пени и штрафы.
Налоговики все чаще убеждают предпринимателей добровольно заплатить налоги до начала проверки. Если в 2019 г. компании сами уточняли налоговые обязательства в 38% случаев, то в первом полугодии 2021 г. уже в 50%, сообщала ФНС.
По мнению Костальгина, налоговые инспекции «вряд ли сразу начнут работать без оглядки на начальство, поскольку привыкли не брать ответственность на себя». «Не исключено, что практика неформальных согласований продолжится», – считает он.
Управления в регионах все же сохранят за собой значимую роль в применении ст. 54.1 НК, потому что рассматривают жалобы на решения инспекций. В целом практика согласований – это «профанация досудебного обжалования», считает Костальгин. Управления согласовывают доначисления и в то же время рассматривают жалобы от предпринимателей. «Это как если бы арбитражный суд звонил в апелляционный и согласовывал решения», – иронизирует он.