Белоруссии из-за санкций потребуются кредиты на $3,5 млрд в 2022 году

С сентября требуемая сумма увеличилась на $500 млн
За счет российских денег Минск хочет смягчить удар от секторальных санкций
За счет российских денег Минск хочет смягчить удар от секторальных санкций / SHAMIL ZHUMATOV / AFP

Правительство Белоруссии оценивает потери от введенного 2 декабря пятого со времени прошлогодних протестов пакета западных санкций против экономики республики. Этому 16 декабря было посвящено совещание под председательством президента Александра Лукашенко. За 10 месяцев 2020 г. в иностранных банках-корреспондентах задержано платежей белорусских хозяйствующих субъектов на сумму, эквивалентную $10 млн, а заблокировано лишь около $200 000, заявил вице-премьер правительства Николай Снопков.

Иная ситуация может сложиться с пятым пакетом санкций, который фактически воспретил выпуск долговых обязательств в долларах. «Чувствительным [фактором] является введенная пятым пакетом санкций США санкция против белорусского госдолга. Это прямой риск возможности его рефинансирования, в том числе по внутренним валютным госзаимствованиям», – заявил Снопков (цитата по белорусскому информагентству БелТА). По его словам, в 2022 г. Белоруссии предстоит погасить, включая расходы на обслуживание, $3,3 млрд внешнего долга, в 2023 г. – $4,7 млрд.

«На данный момент в проработке заключение новой стабилизационной программы с Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР, финансовый институт ЕАЭС. – «Ведомости») и с выделением государственного финансового кредита Российской Федерацией. Общая сумма запрашиваемых средств – $3,5 млрд, что позволит компенсировать выпадающие европейские деньги по рефинансированию долга», – заявил Снопков. Ранее в сентябре белорусские чиновники говорили о том, что у ЕСФР и России планируется занять $3 млрд, российская сторона подтверждала, что переговоры продолжаются. «Ведомости» направили запрос в ЕФСР и Минфин РФ.

Учитывая сумму кредита, за счет российских денег Минск хочет смягчить удар от секторальных санкций, направленных против ключевых предприятий страны, а не от санкций против госдолга, уверен программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Запрашиваемая сумма вполне соответствует ущербу, который белорусская экономика понесет в будущем году от ограничений на экспорт нефтепродуктов и калийных удобрений, отмечает Тимофеев. При этом о точной сумме урона от санкций против госдолга пока говорить не приходится, поясняет эксперт.

Россия, скорее всего, окажет финансовую помощь Белоруссии, и не только через ЕФСР, полагает проректор Государственного академического университета гуманитарных наук Вячеслав Сутырин. Всей желаемой суммы Минску через ЕФСР могут и не выдать, при этом может обсуждаться использование нереализованной части российского кредита, выданного на строительство Белорусской АЭС.

Для продолжения российской поддержки Минску важно сохранять здоровую атмосферу в двусторонних отношениях как политически, так и экономически. К политическому аспекту, отмечает эксперт, относится признание Крыма российским на юридическом уровне. В экономическом плане Москва ожидает от Минска выполнения союзных программ по интеграции. Важным плюсом может стать расширение присутствия российского капитала в Белоруссии. Совместные программы обеспечат предсказуемость и перспективу в экономических отношениях. В то же время создание совместных холдингов и расширение российских инвестиций помогут белорусской экономике выжить под прессом санкций. Без этих шагов сохранить экономическую стабильность у Минска вряд ли получится, резюмирует Сутырин.