Экспорт из США бьет рекорды и снижает торговый дефицит

Причина – в постковидном восстановлении и протекционистских мерах Дональда Трампа
Экспорт товаров и услуг из США в денежном выражении в октябре достиг $223,6 млрд/ JOE RAEDLE / Getty Images via AFP

Дефицит торгового баланса США в октябре снизился, по данным опубликованного 8 декабря отчета министерства торговли, на 17,6% до $67,1 млрд. Это произошло благодаря увеличению экспорта на 8,1%, в то время как импорт в США вырос лишь на 0,9%. Это самое резкое снижение торгового дефицита США с апреля 2015 г. А в денежном – торговый дефицит имеет самое низкое значение с декабря 2020 г. Общий дефицит торгового баланса Америки с начала года составил $705,2 млрд, что на 29,7% больше, чем за тот же период 2020 г.

Экспорт товаров и услуг из США в денежном выражении в октябре достиг $223,6 млрд. Рост был обусловлен главным образом экспортом готовых товаров, увеличившимся в октябре на 11,1% до $158,7 млрд. Экспорт промышленных товаров и материалов увеличился на $6,4 млрд, а поставки сырой нефти в денежном выражении увеличились на $1,2 млрд, став самыми высокими за всю историю. Вырос экспорт капитальных товаров (capital goods), в категорию которых входят промышленное оборудование и гражданские самолеты.

Вырос в октябре также и экспорт услуг – на $1 млрд до $64,9 млрд. Это произошло благодаря увеличению числа зарубежных поездок после ослабления эпидемиологических ограничений, росту в секторе деловых услуг и увеличению сборов за использование интеллектуальной собственности.

В то же время импорт в США вырос лишь на 0,9%, хотя в денежном выражении это также рекордный показатель – $290,7 млрд. Основная доля роста пришлась на импорт товаров (+0,7%), который составил $242,7 млрд. В этом сегменте рост был обеспечен ввозом автомобилей, запчастей и двигателей (+$1,5 млрд), а также потребительских товаров, включая гаджеты и товары для дома. Импорт промышленных товаров и материалов, наоборот, сократился, включая импорт капитальных товаров, для производства которых наблюдается дефицит чипов из-за сбоев в глобальных цепочках поставок.

Рост экспорта – это не исключительно американский, а скорее общемировой тренд, вызванный восстановлением мировой экономики в условиях адаптации к пандемии и купирования ее экономических последствий, считает заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ Максим Медведков. Скорее всего, в этом процессе есть и кумулятивный эффект от усилий администрации предыдущего президента Дональда Трампа, направленных на снижение торгового дефицита США, главным образом благодаря подписанной на исходе его президентства, в январе 2021 г., торговой сделке с Китаем. По «первой фазе» этой сделки Китай должен был нарастить на $200 млрд в год объем закупаемых американских товаров, лишь после чего начнется обсуждение снижения пошлин на китайские товары (второй этап). Однако доля этого эффекта несравнима с глобальными экономическими трендами. Медведков напоминает: сама по себе американо-китайская торговая сделка, по данным на ноябрь, лишь в некоторых моментах выполнена хотя бы на 60%. В остальных случаях усилия администрации Трампа имели скорее протекционистскую цель. Торговые соглашения с Мексикой, Канадой и Евросоюзом защищали рынок США, а не способствовали росту американского экспорта. Роли действующего президента Джо Байдена в сокращении дефицита нет. Он находится у власти меньше года, а заключенная в октябре сделка с ЕС о снижении взаимно повышенных при Трампе пошлин на сталь и алюминий еще не могла дать результата, уверен Медведков.

Роль усилий администрации Трампа в нынешнем сокращении американского торгового дефицита может быть все же значительной, считает научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин. Эффект от реформ, принятых президентами-предшественниками, может тянуться достаточно долго, положительный он или отрицательный. Кошкин напомнил, что в свое время Трамп успешно присваивал себе заслуги Барака Обамы, который медленно, но верно выводил США из рецессии 2007–2008 гг. Тогда восстановление шло медленно, но к 2017–2018 гг., уже при Трампе, экономика показывала неплохие результаты: безработица упала, ВВП стабилизировался, доллар укреплялся. Заслуга Трампа заключается в том, что его действия не спровоцировали кризиса в 2017–2019 гг. и действительно укрепляли экономику, однако пандемия свела все достижения Трампа на нет. Эффективность или ее отсутствие в торговой политике уже Байдена может проявиться лишь через год-два, считает Кошкин, однако нынешний успех в сокращении дефицита действующий президент, скорее всего, припишет себе, противопоставив себя Трампу. Это особенно важно, так как в 2022 г. промежуточные выборы в конгресс, а за ними не за горами и президентские.