Власти хотят создать аналог Amazon для торговли драгоценностями

В Минфине рассчитывают таким образом нарастить экспорт ювелирных изделий
Структура спроса в виртуальном сегменте большей частью сосредоточена на масс-маркете – категории низкого и среднего ценового диапазона
Структура спроса в виртуальном сегменте большей частью сосредоточена на масс-маркете – категории низкого и среднего ценового диапазона / Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин хочет запустить онлайн-­маркетплейс по торговле драгоценностями, ориентированный на зарубежного покупателя. Такая инициатива содержится в письме замминистра финансов Алексея Моисеева в адрес заместителя председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Тиграна Саркисяна (документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил представитель министерства).

Российский Минфин договорился с белорусским провести пилотный проект по развитию онлайн-торговли ювелирными изделиями для наращивания экспорта этой продукции из ЕАЭС на мировой рынок, говорится в обращении Моисеева. Замминистра предлагает Саркисяну принять участие в создании необходимой для этого IT-инфраструктуры, в том числе с помощью ресурсов Фонда цифровых инициатив ЕАБР.

Саркисян подтвердил получение письма через представителя. По его словам, ЕАБР совместно с российским и белорусским минфинами действительно прорабатывает проект «Цифровая торговля. Ювелирные изделия», цель которого – сформировать новую торговую платформу для организации экспорта в третьи страны.

Для ее создания, по словам Саркисяна, необходимо пройти два этапа. Первый – оцифровать внутренние процессы отрасли в странах-участницах. Второй – сконструировать непосредственно новую инфраструктуру и создать систему логистики, говорит Саркисян. В России и Белоруссии уже запущена маркировка ювелирных изделий – это хорошая основа для дальнейшего безбумажного взаимодействия с контролирующими органами, а также возможность для оформления экспорта «в один клик», поясняет он. По словам Саркисяна, результатом совместной работы станет новое пространство онлайн-торговли для ювелирной отрасли стран ЕАЭС.

Зачем властям маркетплейс

Работа маркетплейса направлена на b2c-сегмент, на площадке будут продаваться уже готовые изделия, уточнил «Ведомостям» представитель Фонда цифровых инициатив ЕАБР. Это позволит сократить издержки для бизнеса за счет устранения посредников и создания абсолютно новой экосистемы e-commerce на рынке, отмечает собеседник. По его словам, платформа будет разрабатываться таким образом, чтобы доставка осуществлялась до двери покупателя.

Объем российского рынка ювелирной продукции – около 70 млн золотых изделий в год, передал через представителя Моисеев. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем продаж этой категории в 2020 г. составил 222 млрд руб., из них на онлайн-торговлю приходится 30 млрд руб. Гильдия ювелиров оценивает долю онлайн-продаж в сегменте в 10%. Онлайн-продажа ювелирных изделий в России была легализована с конца 2019 г. при условии обязательной сертификации драгоценных камней и наличия пробирного клейма.

Потенциал этого рынка позволяет продавать товары не только внутри страны, но и за рубеж, добавил замминистра финансов. По словам Моисеева, сейчас участие в международных выставках ограничено из-за пандемии, что сужает экспортный потенциал отрасли. Он уточнил, что запрос на новые возможности выхода на зарубежные рынки исходит от производителей. Помимо непосредственно увеличения экспорта маркетплейс поможет открыть новые имена ювелиров из России и ЕАЭС, а также поспособствует развитию отрасли, резюмировал Моисеев.

В России с 1 января запущена Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК). Сейчас регистрация добровольная, но с 1 марта 2022 г. все операции с ювелирной продукцией должны быть переданы в ГИИС. С 1 марта 2023 г. на изделия должен быть нанесен специальный штрихкод – нанометка. По словам Моисеева, цифровая платформа станет одним из вариантов реализации этой системы прослеживаемости, которая соберет информацию обо всех изделиях, произведенных в России, а затем и в Белоруссии.

Доля ювелирки из ЕАЭС на глобальном рынке – менее 1%, при этом для стран союза именно экспорт – ключевой фактор развития отрасли, отмечает представитель Фонда цифровых инициатив ЕАБР. Запуск маркетплейса как минимум позволит участникам отрасли оптимизировать работу с документами, необходимыми для международной торговли, говорит собеседник.

Нужен ли бизнесу госмаркетплейс

«Ведомости» направили запросы крупнейшим ювелирным ритейлерам и производителям. Онлайн-продажи драгоценностей стабильно растут последние несколько лет, в том числе из-за пандемии и ограничений на работу офлайн-магазинов, согласилась генеральный директор ювелирной группы «Алроса» Ирина Морозовская. По ее словам, инициативу Минфина можно только поприветствовать. Ювелирная онлайн-розница в России растет в основном за счет крупных федеральных игроков, которые инвестируют в собственную электронную коммерцию, отметил управляющий партнер компании Sokolov Артем Соколов. Структура спроса в виртуальном сегменте большей частью сосредоточена на масс-маркете – категории низкого и среднего ценового диапазона, уточнил он. Премиальные украшения стоимостью выше 400 000 руб. по-прежнему больше продаются в офлайн-магазинах, указывает он. Успех государственного маркетплейса во многом будет зависеть от объема инвестиций в продвижение новой площадки на конкурентных зарубежных рынках, полагает Соколов.

Производство украшений в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении не столь велико, поэтому скорее проект нацелен в основном на российские компании, считает гендиректор Гильдии ювелиров Эдуард Уткин. По его словам, сегодня продаже драгоценностей на экспорт препятствуют бюрократические процедуры. Сложности возникают не столько с поиском покупателей за рубежом, сколько с отгрузкой им продукции из России, продолжил Уткин. Требуется масса документов, невозможно обойтись без услуг таможенного брокера, которые стоят довольно дорого, пояснил эксперт. Таким образом, зарубежная торговля доступна только крупным компаниям, которые готовы нести дополнительные затраты, а для мелких эти каналы недоступны. Если маркетплейс возьмет на себя функции по таможенному оформлению, то это будет прорывной шаг в развитии экспорта ювелирных изделий, уверен Уткин.

Площадка должна быть скорее сервисной моделью, на которой коммерческие маркетплейсы и интернет-магазины смогут получать определенные услуги, отмечает президент АКИТ Артем Соколов. Фактически полноценная интернет-торговля ювелирными изделиями в России началась в конце 2019 г. С тех пор на локальном рынке наблюдается стабильный рост онлайн-продаж в среднем от 5 до 40% в месяц в зависимости от региона. По оценке АКИТ, объем заказов в январе – марте 2021 г. увеличился в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.

Впрочем, по мнению Уткина, большого интереса именно к российским ювелирным изделиям у иностранцев пока нет, но за рубежом есть огромная русскоязычная диаспора, которая может быть заинтересована в покупке отечественной продукции.