В Минфине ожидают тотального пересмотра налоговых соглашений с другими странами

В ведомстве назвали это одним из главных, хотя и не единственным плюсом присоединения к глобальной фискальной реформе
Один из принципов механизма Pillar 2 предполагает повышение ставки налога у источника на выплату за рубеж процентов, роялти и ряда других аналогичных платежей
Один из принципов механизма Pillar 2 предполагает повышение ставки налога у источника на выплату за рубеж процентов, роялти и ряда других аналогичных платежей / Максим Стулов / Ведомости

В Минфине оценили последствия от присоединения к механизму Pillar 2 – одному из двух столпов (вместе с Pillar 1) фискальной реформы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), главная цель которой – борьба с офшорами и размыванием налоговой базы. На данный момент в ведомстве не видят существенных рисков для российских преференциальных налоговых режимов, а напротив, реализация глобальной инициативы выгодна для страны, сообщил «Ведомостям» заместитель министра финансов Алексей Сазанов. По его словам, в результате реализации Pillar 2 условия всех заключенных с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения будут пересмотрены.

В частности, один из принципов механизма Pillar 2 предполагает повышение ставки налога у источника на выплату за рубеж процентов, роялти и ряда других аналогичных платежей, за исключением дивидендов, до 9% (в том случае если государство, получающее такие доходы, облагает их по более низкой, чем этот уровень, ставке), напомнил он.

По его словам, для России это выгодно, поскольку со многими странами заключены соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), которые освобождают эти виды платежей от налогов внутри страны. Если ОЭСР имплементирует эту часть инициативы Pillar 2 через формат многосторонней конвенции (MLI, специальный, уже запущенный механизм, который предполагает изменение условий СИДН для всех стран, подписавших конвенцию), то, скорее всего, ставка по всей линейке двусторонних соглашений повысится автоматически, предположил Сазанов. Альтернатива этому способу реализации Pillar 2 – пересмотр параметров каждого конкретного соглашения с целью увеличения ставки налога, взимаемого у источника, до 9%. Эта альтернатива удлинит процесс, хотя конечный результат в целом не изменит, резюмировал замминистра.

Новые правила игры

ОЭСР представила консолидированную позицию 131 страны, включая Россию, по видению налоговых изменений 1 июля. Правила игры планируется поменять по двум направлениям.
Первое – Pillar 1 – предполагает налогообложение международных групп компаний с выручкой более 20 млрд евро в странах, где они получают доходы от местной аудитории, но не платят по ним налоги. Изначально предполагалось распространить эту меру прежде всего на IT-компании, но к моменту публикации организация решила не ограничивать ее определенными отраслями, а распространить повсеместно – на любые международные группы компаний (МГК). Фактически Pillar 1 подразумевает более справедливое распределение налоговых потоков, где МГК зарабатывают деньги.
Второе направление, или Pillar 2, состоит, по сути, из трех частей. Первое – это выравнивание налоговых ставок по странам до минимального уровня в 15% (правило Income inclusion rule, IIR). В частности, если эффективная ставка налога в отдельных юрисдикциях, где представлена МГК, меньше минимального налога, то возникнет дополнительный сбор, компенсирующий эту разницу. По общему правилу он выплачивается в стране регистрации материнской компании. Вторая часть Pillar 2 – это нивелирование различий в ставках по налогу у источника в разветвленных международных группах, по сути, повышение до единого уровня в 9% почти на все виды платежей, кроме дивидендов (Subject to tax rule, STTR). Третья часть механизма предполагает определенную гарантию работы правила IIR. Если по тем или иным причинам страна, из которой выводится капитал, не получила положенную ей компенсацию налога на прибыль, она вправе фактически заблокировать перечисление платежей из материнской организации в зарубежные «дочки».
Запустить новые правила планируется в 2023 г.

В данном случае речь идет о Subject to tax rule (STTR, или правило обложения дохода), которое планируется внедрить как часть инициатив в рамках Pillar 2, отметила партнер КПМГ Анна Воронкова. STTR представляет собой дополнительный налог, удерживаемый у источника при осуществлении определенных внутригрупповых выплат, если в юрисдикции получателя с них платится менее 9%, пояснила она. Такие платежи будут включать, в частности, проценты, роялти, страховые платежи, гарантии, брокерские и финансовые услуги, платежи за аренду движимого имущества, маркетинговые, агентские, посреднические услуги, услуги по закупке и ряд других, уточнила Воронкова. Поскольку внедрение данной инициативы планируется путем присоединения стран к MLI, соответственно, СИДН между Россией и всеми странами, которые подпишут и ратифицируют эту конвенцию, будут изменены, резюмировала эксперт.

СИДН между Россией и основной массой офшоров и так предполагает налог у источника по ставке не менее 9%, более того, с самыми популярными для оптимизации налогов юрисдикциями – Кипром, Мальтой, Люксембургом, Швейцарией – Россия уже подписала соглашения на новых, более выгодных для себя условиях либо ведет переговоры об их перезаключении, напомнил партнер PwC Михаил Филинов. Скорее всего, эта часть реформы реально затронет международные бизнесы, например высокотехнологичные компании, которые получают из России роялти за ноу-хау или лицензии, а в своей домашней юрисдикции облагаются низким налогом, поскольку пользуются индивидуальным стимулирующим режимом, предположил эксперт. По словам Филинова, в данном случае речь идет о повышении нагрузки на отдельные секторы экономики и конкретные компании, но не о системном росте налогов.

Много добрать не получится

Другая – и основная – часть механизма Pillar 2 предусматривает, что будет установлен минимальный порог по налогу на прибыль: эффективная ставка по всему холдингу должна составлять 15%, напомнил Сазанов. Благодаря этому появится возможность включить в налоговую базу в России часть прибыли дочерних организаций крупных российских холдингов, если эти «дочки» расположены в зарубежных низконалоговых юрисдикциях, пояснил замминистра.

Впрочем, по его словам, такая опция будет реалистична лишь при выполнении двух условий. Первое – материнская компания группы должна находиться в России. Второе – эффективная ставка налога на прибыль в стране «прописки» дочерних структур, объединенных в международный холдинг, не достигает 15%.

Механизм Pillar 2 действительно устроен так, что страна головной компании будет вправе воспользоваться «суровыми» правилами ОЭСР о контролируемых иностранных компаниях (КИК), согласился Филинов из PwC. Власти смогут удержать у себя налоговые потоки от «дочки», зарегистрированной в низконалоговой юрисдикции, добавил он. Но при этом налогооблагаемую прибыль КИК – той самой дочерней структуры – можно будет уменьшить на специальные вычеты, если «дочка» является реальной компанией, а не оболочкой. В частности, можно вычесть нормативную рентабельность труда и стоимость материальных активов дочерних организаций, уточнил он.

Теоретически «под удар» попадут, например, торговые «дочки» российских холдингов, полагает Филинов. Например, в таких ситуациях, когда отечественная производственная организация экспортирует свою продукцию через зарубежную дочернюю компанию, к которой применяется, допустим, нулевая ставка по налогу на прибыль. Таких схем продажи довольно много, среди юрисдикций для регистрации торговых «дочек» популярен, например, Дубай, уточнил Филинов. Но, как правило, уровень рентабельности этих подразделений сравнительно невысок, поскольку действующие правила Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании внутри международной группы не позволяют уклоняться от налогов таким способом, уточнил эксперт. По его словам, крайне редки случаи, когда российская головная структура реализует своей иностранной «дочке» товар по экстремально низкой цене, а последняя перепродает его по высокой.

Что делать бизнесу

Бизнес уже начал просчитывать риски от присоединения России к глобальной налоговой реформе: возможные последствия для резидентов преференциальных режимов обсуждались на заседании бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей в октябре. «Возник вопрос о том, что наш бизнес ждет впереди. И часть рисков и вызовов связана с транснациональным налоговым регулированием. В частности, с инициативами ОЭСР по внедрению механизмов Pillar 1 и Pillar 2», – говорил тогда президент объединения Александр Шохин.

Степень влияния Pillar 2 на конкретную группу компаний зависит от ее текущей структуры, полагает руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Если бизнес работает только в высоконалоговых юрисдикциях, то рост нагрузки будет либо минимальным, либо отсутствовать как таковой. Если же группа выводит часть финансовых потоков в низконалоговые страны, то Pillar 2 с большой долей вероятности приведет к росту налоговой нагрузки. В результате крупные российские группы, вероятно, будут отказываться от тех агрессивных офшорных структур, которые раньше имели смысл, но из-за глобальной налоговой реформы стали просто экономически невыгодными.

Возможные стратегии для бизнеса зависят от окончательного вида правил, которые хоть и сложны, но в целом понятны и являются новой, более решительной попыткой борьбы с офшорами, заявила партнер EY Марина Белякова. Если вопрос заключается в дополнительных налогах в отношении пассивных офшорных операций, то рано или поздно налоги все равно придется платить. Но пока остается невыясненным, затронут ли новые правила эффективность производственных, реально стимулирующих перспективные отрасли льгот, добавила Белякова. Это другая ситуация и придется искать структурные решения, в том числе перенос холдингов в Россию, отметила она, при этом и от страны хотелось бы видеть активные действия по защите таких льгот.

Какие минусы

Впрочем, возможны ситуации, когда, по сути, сгенерированную в России налоговую базу получат другие юрисдикции. В частности, если материнская компания российского холдинга зарегистрирована за рубежом, то эта иностранная юрисдикция будет вправе исчислить налог на прибыль у себя, если общая сумма налога на прибыль по группе компаний, расположенных в российской юрисдикции или иной иностранной юрисдикции, окажется уплаченной по ставке ниже 15%.

По словам Сазанова, в Минфине надеются, что такие группы в будущем изменят страну регистрации головной компании на Россию. Он уточнил, что никаких санкций или дополнительных преференций для этого не планируется. «Логично, чтобы юрисдикция, где расположены производственные активы и где компания ведет основную активную экономическую деятельность, совпадала с местом регистрации головной организации холдинга», –пояснил замминистра. Таких кейсов немного, но они есть, уточнил Сазанов.

Так или иначе риски от присоединения к Pillar 2 для российских преференциальных режимов нужно просчитывать, но в первом приближении они не кажутся материальными, заявил он. Во-первых, общая ставка по налогу на прибыль в России – 20%, поэтому даже если какое-либо подразделение группы и пользуется льготами, то в целом по холдингу, скорее всего, минимальный порог в 15% будет соблюден, полагает Сазанов. Во-вторых, под оборот в 750 млн евро подпадает не так много холдингов и большая часть пользователей преференциальных режимов не проходит этот фильтр. Представитель ФНС не ответил на запрос «Ведомостей».