Аналитики подсчитали цену декарбонизации для России
Выход на углеродную нейтральность потребует более 100 трлн рублей и разгонит инфляциюДостижение углеродной нейтральности к 2060 г. обойдется России в 102,7 трлн руб., если двигаться к ней по наиболее экономичному пути, говорится в аналитическом обзоре «ВТБ капитала». В частности, наименее затратные способы – это утилизация мусора, снижение выбросов метана, декарбонизация электроэнергетики и проекты в сфере лесного хозяйства. По оценке экспертов «ВТБ капитала», за счет этого можно устранить 59% выбросов в российской экономике. При этом полная декарбонизация к 2060 г. потребовала бы затрат в 479,8 трлн руб.
Углеродная нейтральность не предполагает 100%-ного снижения выбросов СО2, достижение этой цели возможно за счет достижения баланса между антропогенными выбросами и их поглощением, например, за счет лесов и других экосистем. Согласно утвержденной правительством Стратегии низкоуглеродного развития, Россия должна сократить выбросы на 60% к 2050 г. Дальнейшая реализация этого сценария позволит достичь углеродной нейтральности к 2060 г.
Самым дорогим для декарбонизации сектором остается транспорт, за ним следуют цементная промышленность и производство железной руды и стали, указывают аналитики «ВТБ капитала». Для выхода на нулевые выбросы в декарбонизацию транспорта нужно будет вложить 145,4 трлн руб. Нефтегазовая сфера потребует 71,9 трлн руб., электроэнергетика – 46,3 трлн руб.
Влияние на инфляцию
Практически по умолчанию вложения в декарбонизацию содержат проинфляционную составляющую, считают эксперты «ВТБ капитала». Полная декарбонизация приведет к росту цен для конечных потребителей на продукцию внутри России в среднем на 12% за 40 лет, оценивают они. В сценарии 100%-ной декарбонизации электроэнергетики для покрытия соответствующих капиталовложений конечные цены на электроэнергию должны будут вырасти на 28%, говорится в обзоре. При этом, по оценкам аналитиков, последствия инвестиций в снижение выбросов метана в нефтегазовой и угольной отраслях с точки зрения цен для конечного потребителя будут практически незаметны.
Кривая стоимости декарбонизации российской экономики неоднородна, подчеркивают аналитики. Если проекты в области утилизации отходов (улавливание свалочного газа, переработка отходов) имеют отрицательную стоимость декарбонизации (т. е. приводят к снижению расходов и генерируют дополнительную выручку), то для реализации других проектов требуется либо достаточно высокая цена СО2, либо другие стимулы, такие как господдержка, благоприятная ценовая конъюнктура рынка зеленых облигаций и возможность экспорта добровольных углеродных единиц, говорится в обзоре.
Представитель Минэкономразвития сообщил, что оценки «ВТБ капитала» в целом близки к расчетам экспертов, на которые министерство ориентировалось при подготовке стратегии низкоуглеродного развития.
Впечатляющие оценки
Оценка почти в 500 трлн руб. выглядит довольно впечатляюще, отмечает партнер группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Владимир Лукин. «Абсолютные выбросы эквивалента СО2 никак нельзя снизить до нуля. Достижение углеродной нейтральности предполагает в том числе поглощение естественными экосистемами, поэтому здесь не должно быть таких астрономических цифр», – отмечает он.
Кроме того, помимо инвестиций есть еще и доходная часть – если ее правильно учитывать, то оценка может быть консервативнее, добавляет эксперт. По его словам, декарбонизация – это не только инвестиции, но и возможности для бизнеса. Например, переход на низкоуглеродное производство в черной металлургии позволяет не только снизить углеродный след, но и получить дополнительный доход, потенциал выхода на новые рынки. По словам Лукина, стоимость низкоуглеродных технологий имеет тенденцию к удешевлению, поэтому в перспективе до 2060 г. цена декарбонизации также будет снижаться.
Для достижения целей по декарбонизации бизнесу и государству необходимо консолидировать усилия, считает директор по рейтингам устойчивого развития агентства «Эксперт РА» Юлия Катасонова.
«Ключевую роль в декарбонизации будет играть именно бизнес, при этом государство должно поощрять и стимулировать реализацию климатических проектов с помощью различных инструментов. Это может быть субсидирование ставок для снижения стоимости заимствований, введение минимальных требований по инвестициям для институциональных инвесторов, оптимизация налогообложения», – указывает она. Таким образом, у компаний будет экономическая выгода заниматься климатическими проектами по переходу на низкоуглеродную экономику.
По оценкам КПМГ, 84% потенциала декарбонизации российской экономики может быть реализовано за счет средств компаний, в случае если это будут возвратные инвестиции.
Реализация новых проектов, требующих дополнительных инвестиций, может отразиться на ценах продукции, подтверждает Катасонова. Но если государство введет меры по стимулированию финансирования климатических проектов путем субсидий, то заимствования могут быть менее затратными. «Изменения в ценообразовании могут коснуться тех компаний, выбросы которых превышают установленные законодательством нормативы», – указывает она.