Ставка экосбора может увеличиться в пять раз для некоторых видов продукции
Минприроды сохранило повышающий коэффициент в методике его расчета, несмотря на протесты бизнесаСтавка экосбора – обязательного неналогового платежа государству от производителей и импортеров за утилизацию продукции – может возрасти в 5 раз для некоторых видов товаров, следует из письма заместителя министра природы Дмитрия Тетенькина (есть у «Ведомостей»).
Минприроды доработало методику расчета сбора, представленную на согласование с другими профильными ведомствами в сентябре. Несмотря на обновление, в последней версии министерство сохранило два изменения в принципах расчета, против которых категорически возражал бизнес. В частности, повышающие ставку экосбора коэффициенты и момент увеличения платежа. Минприроды настаивает на том, чтобы производители платили тем больше, чем менее пригодны для переработки товар и упаковка. Для этого предлагается умножать фиксированную ставку на повышающий коэффициент от 1 до 5 в зависимости от экологичности продукции. Расчет экосбора по-новому должен начаться с 1 января 2022 г., указано в проекте Минприроды.
Представитель ведомства подтвердил, что новая методика расчета экосбора доработана – после предварительных согласований с госорганами. В Минпромторге и Минсельхозе подтвердили, что проект поступил на рассмотрение. При этом Минпромторг ранее отверг предыдущий проект методики именно из-за повышающих коэффициентов. Возникающий в связи с этим рост экосбора увеличит нагрузку в том числе на социально значимые отрасли, пояснял в конце сентября замглавы ведомства Виктор Евтухов в интервью «Известиям».
В доработанном проекте повышающие коэффициенты остались, поскольку рост платежа будет стимулировать компании к утилизации мусора своими силами, объяснил «Ведомостям» представитель госкомпании «Российский экологический оператор» (РЭО, куратор мусорной реформы и соавтор методики). Платить экосбор будет экономически невыгодно, поэтому максимальное количество компаний самостоятельно займутся переработкой и это придаст стимул отрасли. Для Минприроды получение экосбора не является приоритетом, для ведомства более важен ответственный подход производителей и импортеров к собственной утилизации отходов, добавил представитель министерства.
Диалога не вышло
Опрошенные «Ведомостями» игроки рынка и бизнес-ассоциации раскритиковали предложенную Минприроды методику. У компаний и Минприроды «возникли принципиальные разногласия», которые до сих пор далеки от разрешения, констатировал исполнительный директор ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин. «Печально, что Минприроды не слышит коллег и бизнес и настаивает на той же методике, несмотря на аргументы разных индустрий», – отмечает представитель ассоциации «СКО электроника – утилизация» Антон Гуськов.
Что сейчас
Сейчас экосбор считают проще: фиксированную ставку умножают на массу продукции или число единиц и норматив переработки для конкретной категории товара (от 10 до 45% в зависимости от вида). Фиксированная ставка рассчитывается на основе средних затрат на полный цикл – сбор, транспортировку, переработку и утилизацию. Сбор введен с 2015 г. Сейчас обращение с отходами практически полностью оплачивает население – сборы коммунальных платежей за вывоз мусора достигают 190 млрд руб. в год, сообщала вице-премьер Виктория Абрамченко. При этом бизнес вправе выбрать: не платить экосбор, а создать свои линии переработки или заключить договор с утилизатором, согласно механизму расширенной ответственности производителя (РОП, в периметр которого также включен экосбор). РОП предполагает принцип «платит загрязнитель». Сейчас правительство реформирует систему из-за ее неэффективности – формально механизм РОП действует с 2015 г. Новая концепция РОП подразумевает 100%-ную утилизацию товаров и упаковки с текущих 10–45% (в зависимости от вида) и рост норматива по отдельным видам товаров на 10% в год.
Минпромторг ожидает ежегодного роста платежей по экосбору до 100 млрд руб. Минприроды – до 136 млрд. В нынешнем проекте бюджета заложены поступления от экосбора по 5,2 млрд руб. в год.
Из федерального бюджета средства экосбора распределяются в виде субсидий регионам на программы обращения с отходами.
Разрабатываемая нормативная база «носит исключительно односторонний, фискально-ограничительный характер», считает Лашманкин. В то время как забота об экологии подразумевает «двустороннее движение», при котором государство создает инфраструктуру для переработки отходов и стимулирует производителей увеличивать процент перерабатываемых материалов, Минприроды пытается полностью переложить ответственность за сбор и переработку упаковки на бизнес, считает представитель «Асконда»: «Де-факто регуляторы оставляют бизнесу единственную опцию – в виде уплаты экосбора в кратно увеличивающихся размерах». Методика оторвана от рынка и направлена на максимальный рост ставок, согласна старший директор по работе с органами госвласти региона Восточная Европа «Балтики» (часть Carlsberg Group) Ирина Федорова. Повышающие коэффициенты приведут исключительно к кратному увеличению затрат производителей, но не окажут никакого положительного влияния на систему обращения с отходами, солидарен представитель PepsiCo.
С момента вступления в силу РОП в 2015 г. у бизнеса было шесть лет на создание инфраструктуры, парировал представитель РЭО: «Компаниям дали время на перестройку, кто хотел, тот успел подготовиться. Остальные предпочли заниматься дискуссиями от лица бизнес-ассоциаций».
Транснациональные корпорации, которые в ЕС и других частях света исполняют принцип «загрязнитель платит», «в России почему-то делать этого не хотят», заявляла вице-премьер Виктория Абрамченко (курирует экологию) в интервью «Ведомостям». Бизнес заплатил 3 млрд руб. с небольшим экосбора в 2020 г. и за четыре года практически не создал мощностей по утилизации и переработке отходов, отметила вице-премьер.
Ускоренное повышение
Экосбор, по сути, квазиналог, а при повышении налогов бизнесу всегда дают время на адаптацию, отмечает партнер Deloitte Татьяна Кофанова. В компаниях рассчитывают, что так быстро – уже с 1 января – и в таком виде изменения приняты не будут, добавила она.
Утверждать новую методику за оставшиеся два месяца нецелесообразно «или вся отрасль встанет», согласен директор института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. Без апробации и предметных расчетов по основным категориям товаров и упаковки принятие новой методики расчета экосбора может вызвать проблемы для ряда отраслей, считает представитель Ассоциации европейского бизнеса.
Минэкономразвития и Минсельхоз выступали ранее за перенос реформы вплоть до 2025 г., чтобы не вызвать резкого подорожания товаров. РЭО оценивал потенциальный вклад экосбора в рост себестоимости максимум на 1,5% для товаров в упаковке из стекла и алюминия, для пластика – меньше.
Методика непрозрачна
Повышающий коэффициент зависит от следующих факторов: насколько легко извлечь продукцию из отходов, выгодно ли ее утилизировать, есть ли для этого технологии, сколько раз можно перерабатывать товар, есть ли потребность в таком вторсырье. Для большинства товаров и упаковки в России не установлены такие экологические характеристики, рассказал председатель технического комитета «Упаковка» Росстандарта Петр Бобровский: «Поэтому как коэффициент будет рассчитан на практике, пока загадка, ведь цифры взять негде». По сути, Минприроды предлагает привязать расчет обязательного платежа к коэффициентам и критериям, точно определить которые невозможно.
В предложенной методике нет исходных данных для расчетов и обоснований значения отдельных показателей. Например, авторы не приводят данные по стоимости транспортировки, сортировки, утилизации и другим параметрам, от которых будет зависеть сумма экосбора. «Ни один эколог на предприятии – производителе товара в упаковке или упаковки не сможет это проверить», – подчеркивает Моргунов.
Большая часть параметров основана на закрытых исследованиях Минприроды и РЭО. «Нужно позволить бизнесу ознакомиться с ними, иначе не известно, насколько эти исследования корректны и объективны», – подчеркивает Кофанова.
Минприроды и РЭО обладают всеми материалами для расчета ставок, ответил представитель РЭО: «Для каждой группы товаров будут отдельные материалы по расчету сумм ставок». Экологичность определена по данным опросов переработчиков, результатам научных исследований и в соответствии со сроками службы товаров, которые устанавливают производители, пояснил он.
Для бытовой техники и электроники повышающий коэффициент будет одним из самых высоких. Он будет привязан к сроку службы. Так, для техники со сроком службы менее 10 лет (самый распространенный вариант) минимальный повышающий коэффициент будет равен 2. Как пояснил «Ведомостям» представитель Минприроды, срок службы определяет производитель и указывает в документах на технику. Но сейчас в законодательстве не установлено понятие срока службы, и производители не обязаны его указывать, рассказал Гуськов.
Что предлагают критики
По мнению бизнеса, нужно изменить расчет экосбора таким образом, чтобы мотивировать производителей сокращать вред для экологии. Например, ввести в формулу расчета экосбора понижающий коэффициент за использование вторсырья, снижение веса и количества упаковки, переход на возобновляемые ресурсы. «Это позволит стимулировать именно спрос, а не предложение на рынке вторсырья – один из главных критериев эффективности РОП», – подчеркивает Моргунов.
Как пояснил представитель РЭО, не существует достоверных способов подтвердить долю вторсырья в конкретной партии (единице) упаковки. Это открывает возможности для злоупотреблений со стороны производителей.
Ставки экосбора должны формироваться по подгруппам, а не группам товаров. Их также нужно пересматривать в зависимости от рыночных условий, полагает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям крупнейшей пивоваренной компании AB InBev Efes (производитель BUD, Stella Artois, Velkopopovicky Kozel, Corona Extra и др.) Ораз Дурдыев.
«Очень важно, чтобы часть средств экосбора распределялись реальным переработчикам, – это низкорентабельный бизнес, поэтому во многих странах, особенно ЕС, рециклеры имеют различные дотации, что дает возможность инвестировать в современное оборудование и создать устойчивый бизнес», – подчеркивает сооснователь ГК «ЭкоТехнологии», Константин Рзаев.