Эксперты предупредили о росте рисков санкций против «русских офшоров»
Созданный для возврата капитала в Россию льготный режим может не понравиться ЗападуЛьготы в специальных административных районах (САРах, также известных как «российские офшоры») нацелены только на номинально иностранные компании – нерезидентов, поэтому у властей ЕС есть все формальные основания наложить на них санкции, особенно на фоне выхода борьбы с неблагонадежными юрисдикциями в терминальную стадию, предупредили эксперты РАНХиГС в заключении на проект федерального бюджета («Ведомости» с ним ознакомились). В частности, речь идет о признании САРа «режимом, обладающим чертами вредоносной налоговой конкуренции» (harmful tax regime), уточняется в документе. По мнению экспертов РАНХиГС, нужно снизить риски и «гармонизировать» режим САРа с подходами большой двадцатки (G20) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к противодействию международной налоговой конкуренции.
Ранее у ЕС уже возникали вопросы к «русским офшорам». Европейская группа по применению Кодекса налогообложения предпринимательской деятельности (Code of Conduct Group) оценивает САРы «как в целом вредоносные», отмечалось в июньском докладе Совета ЕС.
ОЭСР сформировала критерии «налогового демпинга» в 1996 г., выпустив доклад «Вредоносная налоговая конкуренция: формирующаяся глобальная проблема». В 1997 г. Совет ЕС принял Кодекс поведения при налогообложении (Code of Conduct Group (Business Taxation), в соответствии с правилами которого ЕС, в частности, составляет черные списки ц. ОЭСР и ЕС используют схожую методологию для проверки налоговых режимов. Главные признаки: низкие или нулевые налоговые ставки на доходы от географически мобильной финансовой и иной деятельности; отделение режима от национальной экономики; непрозрачность предоставления льгот в рамках режима; отсутствие обмена информацией с налоговыми органами других стран. Минфин уже готовит официальный ответ ЕС в защиту САРов рассказал «Ведомостям» собеседник, знакомый с ходом подготовки документа. Подробности возражений ведомства он не стал уточнять.
САРы создавались как альтернатива холдинговым режимам, которые действуют в тех же странах ЕС. «Кипр – наш основной конкурент – дает более привилегированные условия в плане налоговых ставок», – указывал статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов.
Кто следит за налоговым порядком
По мнению ОЭСР, налоговая конкуренция априори недобросовестна, отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Россия – один из инициаторов BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, глобальный план борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли. – «Ведомости») и обязана соблюдать стандарты, подчеркивает Николай Милоголов, заведующий лабораторией исследований налоговой политики в РАНХиГС. С высокой степенью вероятности Россия учтет вопросы и рекомендации относительно режима САРа, считает он.
Очень приятно, САР
САРы на о. Русский во Владивостоке и о. Октябрьский в Калининграде появились в 2018 г. для привлечения капитала зарубежных компаний россиян. Режим будет действовать до 2035 г. Смена корпоративной прописки (редомициляция) позволяет осуществить полную «миграцию» иностранных компаний в Россию, т. е. помимо смены налогового резидентства сменить личный закон (страну регистрации) компании.
Сейчас в САРах зарегистрировано 52 участника. Абсолютное большинство (47 компаний и один фонд) – на о. Октябрьский Калининградской области. Сейчас в процессе редомициляции в Калининград три компании, еще порядка десяти предварительно готовятся к смене юрисдикции, сообщили «Ведомостям» в «Корпорации развития Калининградской области».
Резиденты САРа в Калининграде внесли 1,6 млрд руб. налогов за 2019 г. – первое полугодие 2021 г. и не менее 53,55 млрд руб. инвестиций в российскую экономику, создали 85 новых рабочих мест.
Под контроль ЕС и ОЭСР попадает очень много стран, отмечает партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в СНГ Михаил Орлов. В частности, совсем недавно Армении пришлось давать объяснения ЕС по поводу своего таможенного режима.
Вероятные контрмеры в случае признания САРов harmful tax regime – повышенное налогообложение пассивных доходов резидентов САРов из-за рубежа, отказ иностранных государств предоставлять льготы по соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН), считает Захаров. В частности, они отказывают в применении льгот по СИДН резидентам острова Лабуан в Малайзии в знак протеста против пониженных ставок по налогу на прибыль, напоминает Захаров.
Впрочем, оснований признавать САР режимом, создающим недобросовестную налоговую конкуренцию, нет, уверен Орлов. Россия совершенствует налоговое законодательство в достаточно тесном контакте с ОЭСР, подчеркивает он.
Как снизить риски
Снизить вероятность претензий к САРам могут два решения, считает Милоголов из РАНХиГС. Первое – разрешить «переезжать» в САР не только компаниям из-за рубежа, но и из России. Но от такого шага потеряет бюджет. Менее радикальная мера – точечное совершенствование режима, отмечает он.
В частности, Минфин обяжет резидентов создавать присутствие (реальные офисы) в САРах. Это устраняет риск, что режим признают создающим нечестную налоговую конкуренцию, считает Орлов. «России следует совершенствовать режим САРа, чтобы он был привлекательным для большего количества компаний и помогал развитию российских регионов и национальной экономики», – уверен старший юрист московского офиса Baker McKenzie Артем Торопов.
САРы воспринимают снисходительно, потому что понимают, что они нацелены на возврат именно контролируемых россиянами бизнесов, подчеркивает Захаров: «Иностранные же компании маловероятно, что заинтересуются российской юрисдикцией как для защиты капитала, так и для снижения издержек».
Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».