Малый бизнес предложил штрафовать маркетплейсы за дискриминацию своих товаров
«Опора России» подготовила концепцию равного доступа к услугам экосистемНеконтролируемый рост цифровых экосистем чреват дискриминацией их действующих и потенциальных пользователей и давлением на ценовую политику поставщиков товаров на маркетплейсы. О таких рисках деловое объединение «Опора России» (представляет интересы малого бизнеса) предупредило Минэкономразвития, Минпромторг и ЦБ (письма организации есть у «Ведомостей»). Речь идет как о российских, так и зарубежных платформах (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет», AliExpress, eBay и т. п.), уточнил «Ведомостям» вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников.
Чтобы платформа не диктовала своим участникам ценообразование и не давала необоснованный приоритет определенным магазинам или брендам в поисковой выдаче, необходимо определить на законодательном уровне конкретные правила игры, сообщается в обращении объединения. «Опора России» подготовила концепцию условий недискриминационного доступа к услугам цифровых платформ для их участников – пользователей, продавцов, исполнителей работ (см. врез). Концепция также предложена властям – документ адресован замминистра экономического развития Владиславу Федулову, замминистра промышленности и торговли Виктору Евтухову и председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной.
Предполагается, что контроль за соблюдением правил недискриминационного доступа будет производить Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По плану «Опоры» первичной мерой реагирования будет выдача предупреждения об устранении нарушения правил. В случае отказа или игнорирования предупреждения на платформы должен быть наложен штраф. Для участников, занимающих доминирующее положение на рынке, может быть предусмотрено возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и, как следствие, применение «оборотного» штрафа. Для других онлайн-платформ предлагается установить фиксированный штраф от 500 000 до 1 млн руб.
Власти приветствуют
Правила недискриминационного доступа позволят предпринимателям оперативно и в досудебном порядке защитить себя от действий цифровых платформ, пояснил «Ведомостям» Кожевников. По его мнению, ФАС, Минэк и Минпромторг должны делать более решительные шаги по защите производителей в связи с экспансией цифровых платформ на все товарные рынки, которые обслуживают все потребности потребителя. Нужны четкие правила игры – иначе предприниматели и потребители могут попасть в цифровое рабство. Регулировать ситуацию на этой стадии будет гораздо сложнее и болезненнее для всех участников рынка, резюмировал он.
Что предлагает «Опора»:
обязать цифровые платформы публиковать принципы формирования рейтинга продавцов, очередности выдачи товаров в поиске
запретить агрегаторам требовать от бизнеса гарантий самых низких цен и лучших условий именно при продаже через свой маркетплейс
утвердить конкретный перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию со стороны маркетплейса
установить требования к платформам обеспечить внутреннюю систему рассмотрения жалоб и заявлений пользователей ее услуг, включая сроки рассмотрения жалоб
Регулирование отношений между маркетплейсами и поставщиками – одна из целей плана восстановления экономики, одобренного правительством в сентябре 2020 г. Принципы обоюдного взаимодействия разрабатываются на площадке ФАС, передал «Ведомостям» через пресс-службу Минпромторга статс-секретарь – заместитель министра Евтухов. «Важно избежать диспропорции интересов продавца и агрегатора, не говоря уже о дискриминации продавцов», – согласился он с позицией бизнеса. Минпромторг вместе с деловым сообществом готовит свои предложения, уточнил Евтухов.
Минэк получил проект концепции от «Опоры России» и рассмотрел его, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. Подходы к регулированию экосистем, по его словам, прорабатываются на регулярных встречах чиновников и бизнеса.
ФАС приветствует желание участников рынка действовать в соответствии с правилами разумности и добросовестности для обеспечения развития конкуренции и удовлетворения потребностей пользователей, заявил «Ведомостям» ее представитель. Но необходимо иметь в виду, что положения закона о защите конкуренции распространяются абсолютно на всех, в том числе на маркетплейсы и агрегаторы, напомнил собеседник. «Наша правоприменительная практика (в частности, дело Booking) свидетельствует о том, что действующие механизмы позволяют пресекать недобросовестные практики», – уточнил представитель ФАС. Служба ранее запретила сервису бронирования Booking.com навязывать отелям «паритет цен». Он был оштрафован на 1,3 млрд руб. за «злоупотребление доминирующим положением на рынке».
Так или иначе, учитывая цифровизацию экономики, служба планирует адаптировать законодательство к современным реалиям – такие изменения предусмотрены в «пятом антимонопольном пакете» (меры по регулированию цифровых рынков), резюмировал собеседник в ФАС. Впрочем, по мнению Кожевникова, в «пятом антимонопольном пакете» не предусмотрены правила недискриминационного доступа к услугам цифровых платформ и оперативных механизмов защиты для предпринимателей от недобросовестных практик.
Представитель ЦБ заявил, что в письме «Опоры России» речь идет в первую очередь про товарные агрегаторы – Банк России не обладает полномочиями регулировать их деятельность и осуществлять за ними надзор.
ЦБ сообщал о необходимости предотвращать дискриминацию предпринимателей в сфере электронной коммерции в докладе «Экосистемы: подходы к регулированию» в апреле этого года. Непрозрачные алгоритмы ранжирования при «выставлении товара на полку» должны признаваться недобросовестными, подчеркивал регулятор. Одновременно ЦБ предупредил о риске агрессивной экспансии иностранных маркетплейсов в случае ослабления национальных игроков из-за излишне жесткого регулирования.
Грехи платформ
Агрегаторы товаров могут задерживать перевод оплаты за товар и ограничивать доступ к отчетам о продажах, что «приводит к вынужденному «кредитованию» поставщиком деятельности маркетплейсов», сообщал Минпромторг о жалобах бизнеса в рассылке крупнейшим маркетплейсам и ассоциациям в сфере электронной коммерции (документ есть у «Ведомостей»). Они могут повышать комиссию, не предупреждая поставщиков, в одностороннем порядке менять оферту и сроки приемки и хранения товаров и даже продавать на своих площадках контрафакт, указано в письме. В пиковые дни клиентская поддержка может не отвечать на запрос до трех дней, а некоторые вопросы решаются до нескольких месяцев. Маркетплейсы также диктуют продавцам условия акций и скидок. «Качество товаров не входит в число приоритетов для попадания в топ предложений», – говорится в документе Минпромторга.
Некоторые маркетплейсы могут не выдавать накладные при отгрузке товара и, если товар теряется, доказать, что он был поставлен, невозможно, рассказал директор ООО «Адаптер» и предправления «Кластера легкой промышленности Кировской области» Владимир Сунцов. Другая проблема, по его словам, в непрозрачной системе движения товаров. Товар могут снять с продажи для инвентаризации на неопределенный срок. «Хотя бизнес хочет знать, как формируется рейтинг, просить раскрывать его некорректно. Алгоритм привлечения и удержания покупателей индивидуален у каждой платформы, и это их интеллектуальная собственность», – признал предприниматель.
Главный запрос поставщиков в том, чтобы установить равную ответственность сторон между поставщиками и маркетплейсами, подчеркивает гендиректор goOMNI Ефим Алдухов. По его словам, оферта ряда маркетплейсов налагает на поставщиков несоизмеримо больше обязательств. Неравноправие в коммерческих условиях приводит к финансовым потерям предпринимателей, которые зачастую возникают из-за ошибок со стороны маркетплейсов. Например, маркетплейсы могут по своему усмотрению утилизировать товары за счет поставщика без адекватного информирования поставщиков о причинах, рассказал о собственной практике Алдухов: «В сентябре у одного из наших клиентов была платно утилизирована партия на 1 млн руб., о чем он узнал спустя несколько недель из финансовых отчетов».
Отсутствие конкурентов у доминирующих маркетплейсов может привести к ухудшению качества их работы, полагает советник президента ЦСР Алексей Рябов. При этом регулирование, по его мнению, должно быть мягким, без штрафов, иначе могут пострадать потребители.
Позиция игроков отрасли
Большинство опрошенных «Ведомостями» представителей электронной коммерции выступили за саморегулирование внутри отрасли. «Яндекс» поддерживает подход ФАС по саморегулированию онлайн-платформ. «Разработка нового регулирования избыточна», – считает представитель интернет-гиганта. Wildberries сообщила об участии в обсуждении общих принципов. Чем лучше онлайн-площадки будут «себя вести», тем меньше регулирующим органам придется прилагать усилий для формализации процессов и защиты продавцов, считает управляющий директор Ozon Сергей Беляков: «Именно саморегулирование позволит рынку развиваться быстрыми темпами и даст возможность даже небольшим игрокам влиять на отрасль».
Саморегулирование самый эффективный способ, солидарен президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Госрегулирование сейчас преждевременно и может стать тормозом для e-commerce, уверен он. Единый подход к регулированию может серьезно замедлить развитие рынка и создать барьеры для выхода малого бизнеса в сегмент e-commerce, пояснил источник «Ведомостей» на рынке. Концепция «Опоры России» учитывает интересы продавцов, но не потребителей, отметил он. Онлайн-платформа должна иметь возможность моментально блокировать нарушителей, особенно продающих продукты, детские товары и товары для здоровья, рассуждает он.
Представитель OR Group (владеет маркетплейсом Westfalika.ru) разделяет предложения «Опоры России» по трем пунктам: о раскрытии правил доступа на площадку, принципах формирования рейтингов, запрете «паритета цен».
«Сбермегамаркет» публично раскрывает требования к продавцам, правила и условия работы с площадкой, заверила руководитель по коммуникациям маркетплейса Виктория Фролова. Рейтинг формируется с учетом соотношения количества заказов и отмен/переносов. «Ограничения могут быть связаны исключительно с особенностями той или иной схемы работы», – пояснила Фролова.