Причины энергокризиса в Китае – борьба за снижение выбросов
Система «двойного контроля» привела к дефициту генерацииДефицит электроэнергии в Китае – «мировой фабрике», от ритмичной работы которой зависит мировая экономика, – продолжает нарастать. Нехватка электричества начинает становиться одним из важнейших факторов, который сокращает производство китайских фабрик и рвет глобальные цепочки товарных поставок. Самая промышленно развитая на северо-востоке Китая провинция Ляонин объявила 11 октября о значительном дефиците электроэнергии, сообщает Reuters.
По подсчетам местного руководства, провинции недостает 5 ГВт электроэнергии. По китайской классификации положение в Ляонине соответствует дефициту второго уровня – т. е. провинции недостает от 10 до 20% требуемого количества электроэнергии. Товарооборот трех северо-восточных провинций Китая, включая Ляонин, с Россией в 2020 г. составил, по сообщению «Синьхуа», почти $20 млрд.
Ухудшение ситуации в Ляонине произошло на фоне активных попыток китайских властей наращивать поставки угля и контролировать распределение электричества в условиях энергетического кризиса, затронувшего многие страны мира. 70% электроэнергии в Ляонине вырабатывается на угольных станциях. Восполнить нехватку пытаются за счет других регионов – власти автономного района Внутренняя Монголия и провинции Шаньси, главных производителей угля в Китае, дали распоряжение нарастить добычу более чем на 200 шахтах и в первую очередь снабжать углем северо-восточные регионы, в том числе и Ляонин. Но ситуация с углем все еще остается сложной.
В Китае случился «идеальный шторм» на энергорынке, в чем-то похожий, в чем-то отличающийся от того, что произошло в ЕС, говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. В Китае с прошлого года действуют довольно амбициозные планы по снижению выбросов, которые включены в план новой пятилетки.
Госкомитет по реформам и развитию, бывший Госплан, – суперведомство, контролирующее макроэкономику, – с середины года указывал некоторым провинциям на то, что они «перебирают» свои целевые показатели по выбросам. Провинциальные власти старались максимально их снизить. Из-за этой климатической повестки с начала года закрывались некоторые шахты с наибольшим углеродным следом и возвращение их в строй требует времени, говорит Габуев. Есть и еще одна причина сложностей с перезапуском шахт: один из важных углепроизводящих регионов – Внутренняя Монголия, обращает внимание Габуев, а там были крупные антикоррупционные чистки, которые повлияли на работу угольного сектора.
Система контроля за выбросами устроена в Китае довольно замысловато. Политика «двойного контроля», которую правительство КНР проводит уже несколько лет с нарастающей активностью, устанавливает для регионов лимиты потребления энергии в расчете на единицу регионального ВВП в зависимости от прироста выработки энергии с использованием угольной генерации, объясняет Василий Кашин, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ.
Ее задача – содействовать энергопереходу, очищению воздуха в крупных городах и достижению целей углеродной нейтральности. «Двойным контролем» она называется потому, что местные власти должны выполнять нормативы, которые определяются центром, и KPI местных чиновников жестко зависят от выполнения этих нормативов. Она носит сложный характер, очень сильно дифференцирована по регионам, включает в себя меры по специальному контролю за крупными энергоемкими объектами, продолжает Кашин. «Двойной контроль» срабатывает, когда происходит резкий рывок в выработке электроэнергии, прежде всего на угольных станциях.
Всё вместе так перекосило систему, что, когда в этом году начался этот резкий рывок потребления энергии (связанный с постковидным ростом промышленности), посыпались предупреждения из центра местным властям об ограничении угольной генерации и, соответственно, энергопотребления, продолжает эксперт. Сначала отключают ландшафтное освещение, объекты, подлежащие скорому закрытию или нарушающие экологическое законодательство, а затем на сокращенный рабочий график переводят и остальную промышленность. Отменить же «двойной контроль» опасно, поскольку центр не без оснований опасается саботажа мероприятий по снижению объемов угольной генерации на местах, говорит Кашин.
Тем не менее послаблений властями КНР не планируется. Как заявил 11 октября заместитель премьер-министра Китая Хан Жень, в 14-м пятилетнем плане 2021–2025 гг. Пекин будет «жестко контролировать» производство электроэнергии на основе угля и «строго ограничит» увеличение потребления этого энергоносителя. Центральные власти требуют увеличивать долю возобновляемой энергии. Это еще одна грань проблемы.
На северо-востоке КНР много ветровой генерации, но в этом году и там, и в Европе было довольно безветренно. Жаркое лето привело к тому, что на юге, где важна роль гидроэнергетики, она работает не на полную мощность – не до конца заполнены водохранилища.
По мнению заместителя генерального директора ФНЭБа по газовым проблемам Алексея Гривача, в чем-то энергетические проблемы последних месяцев в Китае и ЕС похожи, поскольку рост доли возобновляемой энергетики в энергобалансе создает примерно одинаковые проблемы стабильности системы. Она становится более разбалансированной, кратно вырастают риски блэкаутов из-за неконтролируемого роста или падения выработки, возникает необходимость держать в резерве значительные мощности традиционной генерации с соответствующей топливной базой. Китай активно расконсервирует генерирующие мощности, а 65% генерации – угольная, расконсервирует шахты, активно покупает уголь там, где это возможно, и, судя по всему, власти будут сквозь пальцы смотреть на целевые показатели по углеродным выбросам, считает Габуев.
Еще одним последствием энергокризиса в Китае станет повышение регулируемых властями энерготарифов. С августа резко пошел рост цен на уголь и природный газ, продолжает Габуев. А 70% тарифов регулируемы, и вы их не можете повышать, у генерирующих компаний возник кассовый разрыв, и для того, чтобы нормировать потребление угля или газа, они начали вводить сокращение потребления. В конце сентября Госкомитет по реформам и развитию разрешил увеличивать тариф для конечных потребителей на 10%, на этой неделе в Китае ждут детальных разъяснений о постепенной реформе тарифов, которая сделает их более рыночными и позволит перекладывать рост цены на потребителей, говорит он.