Инфляция вновь обновила пятилетний рекорд
Но поводов для паники нетРосстат опубликовал данные о потребительской инфляции по итогам сентября. В годовом выражении рост цен достиг 7,4%. За последние пять лет инфляция была выше только в феврале 2016 г. – тогда ее уровень составил 8,1%. По сравнению c августом этого года потребительские цены повысились на 0,6%. В августе инфляция выросла на 6,8%, аналогичный уровень цен был также зафиксирован в 2016 г. – тогда в августе они повысились на 6,9%.
В этом сентябре продовольственные товары, включая алкоголь, подорожали на 9,2% к аналогичному месяцу прошлого года, а непродовольственные – на 8,06%. Инфляция в секторе услуг составила 4,2%. Среди продовольственных товаров сильнее всего выросли цены на сахар-песок (+29% к сентябрю прошлого года), масло подсолнечное (+24%) и кур охлажденных и мороженых (+25%). В непродовольственных товарах наибольшая инфляция зафиксирована в следующих категориях: строительные материалы (+27,7%), табачные изделия (+17%) и телерадиотовары (+8,3%). В услугах больше всего выросли цены на размещение в гостиницах и прочих местах проживания (+15%), а также стоимость страхования (+7,4%) и санаторно-оздоровительных сервисов (+6%).
В Минэкономразвития в ежемесячном обзоре «О текущей ценовой ситуации» сентябрьскую инфляцию объяснили нетипичным для этого месяца удорожанием плодоовощной продукции. Ускорился рост цен на продукты питания (за исключением овощей и фруктов): мясопродукты (+15% к сентябрю прошлого года), молоко и молочную продукцию (+6%), яйца (+21%), крупы и бобовые (+9,2%), макаронные изделия (+9,6%).
За неделю с 28 сентября по 4 октября рост потребительских цен замедлился до 0,26% (после 0,29% неделей ранее), а в годовом выражении составил 7,48% по состоянию на 4 октября, констатировали в Минэке. Впрочем, недельная инфляция в России с 21 по 27 сентября аномально ускорилась до 0,29% с 0,10% неделей ранее, сообщал Росстат.
Суммарный рост цен в сентябре довольно ощутимо превысил консенсус-прогнозы. Например, «РИА Новости» ожидало инфляцию в этом месяце в 6,8% – на основе оценок 13 аналитических агентств и финансовых институтов. 6 октября заместитель председателя ЦБ Алексей Заботкин, выступая на пресс-конференции, признал, что темпы инфляции в августе – сентябре оказались выше ожиданий регулятора. Несмотря на это, Банк России по-прежнему ожидает замедления темпов роста цен в России в IV квартале текущего года, заверил он.
Ставка не сработает
Повышенные темпы роста цен связаны в первую очередь с глобальными факторами, уверен президент ЦСР Владислав Онищенко. Отложенный спрос в мире оказался настолько значительным, что производство и логистика не смогли в короткие сроки обеспечить сопоставимый уровень предложения, пояснил он. В России эти тенденции усилились увеличением издержек производства и логистики, вызванным дефицитом трудовых мигрантов и ослаблением рубля, добавил Онищенко. Дефицит трудовых мигрантов отмечается во многих отраслях – АПК, строительстве, обрабатывающей промышленности, транспортировке, торговле и др., что провоцирует рост зарплаты без увеличения производительности труда и выпуска, уточнил эксперт. «Существенное ослабление российской валюты произошло в 2020 г. – тогда средний курс доллара был на 11% выше уровней 2019 г., но перенос в потребительские цены произошел с временным лагом в связи с коронавирусными ограничениями», – полагает президент ЦСР.
Всплеск инфляции в сентябре может быть хотя бы отчасти связан с разовыми выплатами из бюджета в августе, полагает главный экономист Bank of America по России и СНГ Владимир Осаковский. Тогда пенсионерам было предусмотрено пособие в размере 10 000 руб., в общей сложности бюджету такая мера обошлась почти в 500 млрд руб. Даже если это не стало определяющим фактором, влияние выплат в любом случае было довольно ощутимым, считает он. Если это так, то в ближайшие недели инфляция начнет затухать и всплеск окажется временным явлением.
Хотя разгон потребительских цен в сентябре оказался выше ожиданий, поводов для паники нет – в целом такая динамика наверняка укладывается в диапазон, на который ориентируется ЦБ, добавил макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Регулятор сегодня дал вполне явный сигнал, что не планирует агрессивно увеличивать ключевую ставку, напомнил эксперт (Заботкин заявил, что рост ставки до двузначных значений исключен. – «Ведомости»). Впрочем, ресурс влияния на разгон цен через замедление спроса, т. е. повышение стоимости кредитов, уже почти исчерпан, добавил Мурашов. Так или иначе благодаря нормализации бюджетной политики со следующего года инфляция должна будет вернуться к таргету в 4% достаточно быстро, резюмировал аналитик.
Газовый бумеранг
Особое беспокойство регулятора, по словам Заботкина, вызывает разгон цен на энергоносители в Европе. По его словам, скачок стоимости энергоресурсов приведет к удорожанию производства в европейских странах, что в той или иной степени транслируется на российский рынок в виде импортированной инфляции.
«Рост цен на энергоносители в Европе и других странах действительно вызывает озабоченность с точки зрения ускорения инфляции в этих странах. Даже если это разовое явление, его масштаб все равно скажется на стоимости товаров и услуг производства этих стран, и в какой-то мере это может усилить импортируемую инфляцию для России», – опасается зампред ЦБ.
Как сильно сложившаяся в Европе ситуация может ускорить инфляцию в России, будет зависеть от того, насколько интенсивным окажется спрос на западную продукцию в нашей стране, уточнил Заботкин. Он добавил, что динамику спроса можно будет отрегулировать мерами денежно-кредитной политики. Кроме того, по его словам, нужно принимать во внимание вторичные эффекты, которые могут возникнуть в результате дополнительного инфляционного давления.
Сентябрь и начало октября отмечены беспрецедентным ростом цен на газ. 6 октября биржевая цена на газ в Европе взлетела до $1969,2 за 1000 куб. м, обновив исторический максимум. Одновременно выросли цены на другие энергоносители. Цена на энергетический уголь в Европе превысила $300 за 1 т, побив рекорд 2008 г. Российская нефть Urals подорожала выше $80 впервые за три года. Впрочем, уже днем газ начал дешеветь, во второй половине дня отыграв утренний рост.
«Может показаться, что России не на руку стабилизация цен на энергорынке. Ведь тогда пополнение федерального бюджета будет происходить не столь быстрыми темпами. Но это не совсем так», – подчеркивает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко.
У достаточно большой доли товаров и услуг есть энергетическая составляющая в себестоимости. Оценить импортируемую инфляцию сложно, но даже «дополнительное давление в 0,1% несет в себе серьезный урон для экономики», указывает эксперт. Если прогноз о холодной зиме вкупе с ажиотажным спросом сохранится, не исключен рост цен на газ до $2000 и даже $3000 за 1000 куб. м, считает Чередниченко.
Хотя в Европе действительно фиксируется беспрецедентный рост цен на энергоносители, он в данном случае хотя бы частично компенсируется укреплением рубля, не согласился Осаковский из Bank of America. В России курс национальной валюты в гораздо большей степени определяет инфляцию, чем повышение стоимости нефти и газа: как правило, чем выше их котировки, тем медленнее растет индекс потребительских цен, отметил эксперт. Впрочем, если ралли на сырьевых рынках не завершится через месяц-два, эффект воздействия на инфляцию может быть довольно существенным.
Ситуацию с инфляцией могли бы улучшить точечные меры, полагает Онищенко из ЦСР: в частности, сокращение дефицита трудовых мигрантов, увеличение объемов реализации топлива на бирже и стабилизация ситуации на топливном рынке, ограничение и перенос сроков индексации тарифов РЖД и тарифов на электроэнергию, ослабление продовольственного эмбарго.