Китай разрешил австралийский уголь
Политический запрет не устоял перед энергокризисомКитайские власти разрешили растаможить австралийский уголь из таможенных складов на своей территории после длившегося почти год неформального запрета на импорт угля из этой страны, сообщает Reuters. Сам этот запрет был введен после нескольких политических выступлений австралийского правительства против Пекина по вопросам о происхождении COVID-19 и правах человека в Китае.
Решение разрешить использовать уголь из Австралии принято КНР из-за растущего дефицита электроэнергии, вызванного в том числе нехваткой угля для теплоэлектростанций, говорят опрошенные Reuters трейдеры. Всего на таможенных складах в Китае за год скопился 1 млн т австралийского угля.
«Без возобновления импорта австралийского угля дефицит предложения будет сохраняться в течение некоторого срока, поскольку требуется время, чтобы увеличить внутреннюю добычу после почти пяти лет ее сокращения», – сказал агентству трейдер из Пекина. По его мнению, дефицит угля в Китае все равно продлится до февраля – марта, когда закончится отопительный сезон. Наращивание экспорта от других ключевых поставщиков, таких как Россия и Монголия, осложнено ограниченной пропускной способностью железных дорог, а из Индонезии – из-за сезона дождей. Это привело к тому, что коммунальные предприятия, такие как Zhejiang Energy (Шэньян – центр провинции Ляонин на Ляодунском полуострове недалеко от границ с Россией), 4 октября ввезли первую партию энергетического угля из Казахстана, экспорт такого угля из США компания начала еще в июне, сообщает агентство.
Китай импортировал 197,69 млн т угля за первые восемь месяцев 2021 г., что на 10% меньше, чем в прошлом году. Государственные китайские СМИ сообщили, что для увеличения поставок угля Китайская государственная железная дорога пообещала 5 октября выделить больше вагонов, чтобы обеспечить запасы угля на 14 дней на 363 электростанциях.
Стратегия экономического давления КНР на Австралию не удалась, что наглядно показывает недавнее создание антикитайского союза AUKUS (Австралия, США, Великобритания), считает Василий Кашин из НИУ ВШЭ. Путем такого давления, включая запрет на импорт угля, Пекин не только не принудил Канберру к пересмотру своей политики, но и подтолкнул ее к более тесному союзу с Вашингтоном, поясняет эксперт. При этом Китай вряд ли откажется от использования таких методов в дальнейшем, так как к неудаче с Австралией привели тактические ошибки – напуганная жестким давлением Австралия ушла в глухую оборону.
Запрет на поставки австралийского угля в условиях энергетического кризиса изначально был обречен на провал, продолжает Кашин. При этом следует понимать, замечает он, что дефицит угля не является главной причиной кризиса в Китае, а кризис слабо обусловлен рыночной конъюнктурой. Руководителям КНР не удалось обеспечить работу системы регулирования количества выбросов в атмосферу (и, соответственно, сокращения добычи и потребления угля). Кризис государственного регулирования усугубляется растущим энергопотреблением, что приводит к перебоям с электричеством внутри страны. В долгосрочной перспективе от кризиса в КНР может выиграть Россия, полагает эксперт. Как экспортер энергоносителей, Москва нарастит поставки газа в Китай, а также сможет рассчитывать на расширение совместных энергопроектов. Помимо этого можно ожидать, что Россию пригласят в новые проекты по строительству китайских АЭС, резюмирует Кашин.
С учетом текущих цен на уголь Австралия вполне может перенаправить свои объемы на другие рынки, указывает руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. «Я бы не стал говорить о серьезном уроне китайской экономике из-за запрета экспорта угля из Австралии. Определенный дефицит мог сложиться в сегменте премиальных марок коксующегося угля. Китай импортирует около 5% энергетического угля от общих объемов потребления.
В 2021 г. Китай столкнулся с нехваткой угля скорее из-за снижения добычи китайскими угольными компаниями, вызванного ограничительными мерами в рамках зеленой повестки и проверками безопасности на угольных шахтах. Китай может нарастить производство угля и увеличить поставки из Монголии, чтобы убрать дефицит с рынка. Многое будет зависеть от климатических условий в зимний период в плане энергопотребления и динамики цен на природный газ и нефть», – сказал эксперт. Полное снятие запрета на импорт австралийского угля может снизить его дефицит и повлиять на понижение цен, но пойдет ли Китай на такой шаг, остается вопросом, полагает эксперт. При этом в январе – августе 2021 г., по предварительным данным, общий экспорт российского угля в Китай вырос на 43% (или на 11 млн т) к январю – августу 2020 г., указывает Красноженов, что, впрочем, не выглядит очень значительным в сравнении с общим объемом китайского потребления в 3,5–4 млрд т в год. Дальнейшее увеличение поставок в восточном направлении во многом ограничено пропускной способностью железных дорог и портовыми мощностями по перевалке угля, резюмирует эксперт.