Что важно знать о бюджете на следующие три года

Расходы на экологическую политику относительно ВВП растут, на образование и здравоохранение – стагнируют
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Правительство на заседании 21 сентября утвердило проект федерального бюджета на 2022 г. и на плановый период 2023–2024 гг., пакет бюджетных документов будет внесен в Госдуму до 1 октября. «Ведомости» ознакомились с пояснительной запиской к проекту бюджета и выяснили, в чем характерные особенности нового финансового плана страны.

Характеристики законопроекта сформированы на основе базового варианта прогноза, представленного Минэкономразвития. Согласно прогнозу министерства, ВВП России в 2022–2024  гг. будет расти на 3% в год, инфляция составит 4%. Основными предпосылками прогноза являются следующие внешнеэкономические условия: снижение влияния на экономическую активность распространения COVID-19 в результате массовой вакцинации, активный восстановительный рост мирового ВВП (6% в 2021 г. и 4,6% в 2022 г.), сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, следует из пояснительной записки.

Согласно документу, новые договоренности в рамках сделки ОПЕК+ привели к значимому пересмотру прогнозной траектории добычи нефти в России в сторону увеличения, при этом ожидается постепенное снижение цен на нефть с $66 за баррель в среднем за 2021 г. до примерно $55 к концу 2024 г. Курсовая динамика сложится на уровне 72–74 руб. за доллар в 2022–2024 гг.

Доходы федерального бюджета в 2022 г. составят 25 трлн руб., из них более 60% (15,5 трлн руб.) – это ненефтегазовые доходы, ­следует из пояснительной записки. В 2021 г. доля ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП выросла до 12,3%, это связано с временным всплеском оборотных налогов на фоне роста внутреннего потребления с учетом сдержанного объема зарубежных поездок и разовых выплат населению.

На что потратят бюджет

«По мере восстановления экономики предусмотрена постепенная нормализация бюджетной политики за счет постепенного прекращения мер поддержки, принятых на период пандемии. Начиная с 2022 г. планируется выйти на обычные параметры бюджетного правила», – говорится в документе. В связи с этим расходы федерального бюджета составят 17,7% ВВП по сравнению с 19,3% ВВП в 2021 г.

Наибольший объем расходов в федеральном бюджете на 2022 г. запланирован в разделе «социальная политика» – 5,8 трлн руб., «национальная оборона» – 3,5 трлн руб. и «национальная экономика» – 3,4 трлн. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность будет выделено 2,8 трлн руб., на общегосударственные вопросы – 1,9 трлн руб., на обслуживание государственного долга – 1,4 трлн руб., на здравоохранение и образование – по 1,2 трлн руб.

Расходы на реализацию национальных проектов, согласно пояснительной записке, вырастут с 2,7 трлн руб. в 2022 г. до 3 трлн руб. в 2024 г. По объемам запланированных средств на 2022 г. в лидерах следующие нацпроекты: «Демография» – 751,5 млрд руб., «Безопасные качественные дороги» – 331,7 млрд руб., «Здравоохранение» – 254,4 млрд руб., «Цифровая экономика» – 210,7 млрд руб., «Жилье и городская среда» – 183,8 млрд руб.

Тренды последних 10 лет в структуре расходов федерального бюджета отражают многие важные процессы, отмечает директор группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Например, в расходах бюджета прослеживается тренд на активацию экологической политики. Средняя доля расходов, связанных с охраной окружающей среды, вырастет с околонулевых значений в начале 2010-х до уровня около 2% ВВП в новом бюджете: для такой узкоспециальной области это большой рост, добавляет эксперт. При этом доля расходов на образование и здравоохранение, ранее достаточно активно увеличивавшаяся, в проекте бюджета 2022–2024 стагнирует. «Это несколько тревожно, так как пандемия должна была как раз дополнительно увеличить приоритет данных расходов», – указывает Куликов.

Эксперты сходятся во мнении, что потенциал увеличения бюджетных расходов есть: это могло бы стать дополнительной поддержкой для экономики. Однако этому препятствует возвращение к бюджетному правилу и риски разгона инфляции.

«Потенциал наращивания расходов есть. При этом Минфин сделал вполне грамотные расчеты, которые нацелены на стимулирование экономики и в то же время не дают инфляции разгоняться дальше», – отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В 2020 г. более 1 трлн руб. доходов федерального бюджета не были израсходованы, и этот остаток был перенесен на 2021 г. для покрытия образующегося дефицита. Если аналогичная ситуация, хоть и в меньшем масштабе, повторится в конце 2021 г., мы понимаем, что будут образовываться средства, которые будут закладываться в проект бюджета на 2022 г.», – добавляет экономист.

Возможность увеличить госрасходы может быть реализована как в рамках «торга» при принятии бюджета, так и при дальнейшем его пересмотре, полагает директор отдела макроэкономического анализа и прогнозирования «Эксперт РА» Антон Табах. «Целиться на профицит бюджета – это жесткая позиция, так как из экономики выжимается максимум. Доходы растут более быстрыми темпами, чем текущие и инвестиционные расходы, поэтому, думаю, общественный запрос будет на проявление большей щедрости», – добавляет эксперт.

Расходы бюджета увеличить возможно, но этому препятствует бюджетное правило и другие принципы разработки бюджета, которые были приняты в последние годы, отмечает директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. По его словам, рассчитывать на увеличение расходов не стоит, так как риски не оправданны.

В целом по бюджету видно, что задается возврат к жесткости 2019 г., но с поправкой на увеличение соцрасходов, которые были расширены в прошлом году в рамках предложений из послания президента, отмечает Табах.