Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции

Эксперты считают прогноз министерства излишне оптимистичным
Глава Минэкономразвития Максим Решетников отметил, что эпидемиологический сценарий предполагает постепенную стабилизацию ситуации/ Сергей Карпухин / ТАСС

Глава Минэкономразвития Максим Решетников представил на заседании правительства во вторник обновленный прогноз социально-­экономического развития России до 2024 г., на основе которого сформирован проект бюджета на ближайшую трехлетку. Министерство повысило прогноз по инфляции на конец года с 5 до 5,8% по сравнению с июльской промежуточной версией, а также улучшило оценку экономического роста в 2021 г. с 3,8 до 4,2%. При этом прогноз по росту ВВП в следующем году понижен с 3,2 до 3%.

Как отметил Решетников, экономика восстановилась на квартал раньше, чем это предполагалось ранее, и вместо III квартала восстановление произошло уже во втором. По его словам, положительное влияние также окажут разовые выплаты населению в августе и сентябре. В 2022 г. на рост ВВП будет оказывать влияние увеличение добычи нефти в рамках завершения сделки ОПЕК+, сдерживающее влияние будет оказывать ужесточение денежно-кредитной политики.

Поддержку росту экономики в пределах 3% на трехлетнем горизонте окажет инвестирование средств ФНБ в размере 1,6 трлн руб. за три года, а также «ритмичное» расходование средств федерального бюджета, сообщил журналистам представитель Минэкономразвития.

Восстановительный рост ВВП России в этом году может стать самым большим за последние 10 лет. Согласно данным Росстата, последний раз сопоставимые темпы были в 2011 г., когда ВВП вырос на 4,3%. В 2020 г. на фоне ограничений из-за COVID-19 экономика сократилась на 3%. Согласно последним данным Росстата, рост экономики во II квартале 2021 г. оценивается в 10,5% в годовом выражении после снижения на 0,7% в I квартале.

4%

приблизительно такого экономического роста ожидают эксперты в 2022 г. 

В июне Решетников отмечал, что при корректировке прогноза на следующий год будут учитываться санитарно-эпидемиологические риски. Сейчас эпидемиологический сценарий предполагает постепенную стабилизацию ситуации, отметил представитель Минэкономразвития. «Если в прошлом году эпидемиология имела линейную связь с экономикой, т. е. растет заболеваемость – вводится жесткий локдаун, то сейчас связь уже не столько прямая», – добавил собеседник.

Превышение таргета по инфляции в этом году связано с внешними факторами: все, что выше 4–4,1%, является импортируемой инфляцией, добавил собеседник. Единоразовые выплаты населению на ускорение инфляции не окажут влияния, считает он.

Со следующего года инфляция будет расти на 4%, хотя определенные риски – как проинфляционные, так и дезинфляционные – сохраняются, пояснил представитель министерства. «Возможны сценарии, когда инфляция окажется ниже таргета, и возможны сценарии, когда окажется выше таргета, но это уже рисковые, не базовые сценарии», – добавил он.

Последние данные Росстата по инфляции фиксируют замедление роста в недельном выражении до 0,04% (после 0,07% неделей ранее), при этом в годовом выражении, по оценке ЦМАКПа, сентябрьская инфляция оценивается в 6,9–7,0%. В августе она обновила пятилетний максимум и достигла 6,68%.

По словам экспертов, прогноз по инфляции по итогам этого года выглядит оптимистично. «Что касается этого года, то есть серьезные сомнения. То есть нужно представить такую ситуацию, при которой в IV квартале будет околонулевая ценовая динамика, что, конечно, не очень традиционно для нашей экономики. Хотя если подумать о сокращении параметров внутреннего спроса, то теоретически такую конструкцию представить можно», – отметил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН Александр Широв.

Руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКПа Дмитрий Белоусов считает маловероятным снижение инфляции до 5,8% к концу года с нынешних 7%: «Где-то в пределах 6,5% получим, если повезет – 6%». Чтобы опустить инфляцию ниже 6% по итогам года, в августе – сентябре должна была быть дефляция. «В августе мы ее не получили по факту, в сентябре пока для этого нет никаких признаков», – пояснил эксперт. Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова также считает прогноз по инфляции оптимистичным. По оценке эксперта, по итогам года инфляция будет около 6,3%.

Оценки экспертов относительно инфляции в следующем году разошлись. В результате сжатия внутреннего спроса, которое происходит в том числе под воздействием параметров денежно-кредитной политики, инфляция может опуститься ниже таргета на 2022 г., считает Широв. По словам Белоусова из ЦМАКПа, в следующем году инфляция будет выше 4%: «Думаю, объективно мы выйдем на 4,5–5% в следующем году при инерционном сценарии». К таргету инфляция вернется лишь к 2023 г., добавил эксперт.

Относительно экономического роста в 2022 г. эксперты согласились, что он будет вблизи 4%. «Темпы роста в этом году – это уже практически данность. Они будут выше 4%, вопрос только на сколько: это тоже будет зависеть от того, как будет вести себя спрос в последнем квартале этого года», – отметил Широв. По словам Белоусова, рост ВВП в этом году будет зависеть от того, как экономика отреагирует на действия ЦБ. Орлова считает, что прогноз по росту на 4,2% сделан с запасом на риски, в том числе эпидемиологические из-за распространения дельта-штамма. «Для меня ориентир – 4,3–4,5%. В следующем году у нас будет восстановление добычи, поэтому рост на 3% вполне возможен в оптимистичном варианте», – отмечает экономист.