Неформальная занятость растет вместе с экономикой
Во II квартале численность трудоустроенных неформально увеличилась на 1,5 млнЧисло занятых в неформальном секторе россиян приблизилось к 15 млн человек во II квартале 2021 г., что на 11,5%, или на 1,5 млн человек, больше, чем за аналогичный период прошлого года. В мае этого года неформальная занятость достигала рекордных за два года 15,45 млн человек. Об этом говорится в исследовании аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росстата.
Согласно официальной методологии, к работникам неформального сектора относятся нанятые у физических лиц или трудящиеся на предприятии, не зарегистрированном в качестве юридического лица. Речь идет о самозанятых, индивидуальных предпринимателях (ИП; как зарегистрированных, так и нет) и их сотрудниках, работниках семейных предприятий без статуса юрлица. Это могут быть репетиторы, няни, водители, повара, строители и любые специалисты, в том числе самой высокой квалификации, например врачи, юристы и инженеры, если они работают вне корпоративного сегмента. Неформальный сектор не идентичен теневой экономике. Деятельность таких предприятий не обязательно связана с преднамеренным уклонением от налогов и другими нарушениями. При этом в неформальном секторе трудовые отношения могут как официально оформляться, так и нет.
Ранее «Ведомости» писали, что доля занятых в неформальном секторе экономики сократилась в России в 2020 г. на 0,6 п. п. до 20% от общей численности занятых старше 15 лет. В абсолютном выражении число трудящихся в неформальном секторе снизилось за год почти на 700 000 до 14,1 млн человек. Во II квартале, на который пришелся основной пик коронавирусных ограничений, неформальная занятость опустилась до самого низкого уровня за последние два года – до 19,1%.
Аналитики отмечают, что по мере ослабления карантина и восстановления спроса неформальная занятость начала повышаться, хотя и продолжила оставаться ниже допандемийных значений вплоть до января этого года. По оценке экспертов, рост неформальной занятости во II квартале 2021 г. во многом связан с эффектом низкой базы аналогичного периода прошлого года. Кроме того, влияет и сезонный фактор – неформальная занятость обычно растет весной и держится на высоком уровне все лето, поскольку происходит приток работников на сельскохозяйственные работы, где до трети всей отрасли находится в тени. В туристических регионах неформальный сектор в теплый сезон дополнительно расширяется за счет уличной торговли и сферы услуг.
«В целом пандемический период задал тренд на сокращение неформальной занятости в пользу официальной работы в корпоративном сегменте, поскольку компании имели больше возможностей для привлечения кредитных ресурсов, а господдержка была полностью привязана к белой занятости. А небольшой, в особенности неофициальный бизнес и частные специалисты оказались в разгар пандемии в наиболее сложном положении», – говорится в исследовании. При этом занятость в корпоративном сегменте за год практически не изменилась и составила во II квартале 2021 г. 57,5 млн человек (-0,1% к аналогичному прошлогоднему периоду). Таким образом, увеличение числа работников происходит за счет неформального сектора, оживающего по мере восстановления потребительского спроса.
По оценке аналитиков, неформальная занятость прямо коррелирует с безработицей и находится в обратной зависимости от уровня доходов: чем выше в регионе безработица и чем ниже доходы населения, тем выше неформальная занятость, для которой характерны более низкие заработки.
Самая высокая неформальная занятость наблюдается на Северном Кавказе и юге страны, отмечается в исследовании. В Ингушетии и Чечне более половины всех работников трудится в неформальном секторе (53,1 и 52,9% во II квартале 2021 г.), в Кабардино-Балкарии эта доля составляет 49,5%, в Дагестане – 47,5%, в Карачаево-Черкесии – 42,7%, в Ставропольском крае – 40,6%, в Калмыкии – 39,5%, в Крыму – 39,3%, в Астраханской области – 38,1%, в Северной Осетии – 37,1%. В большинстве перечисленных регионов неформальная занятость за год увеличилась. Аналитики отмечают, что это регионы с низкими доходами населения, в большинстве из них также наблюдается повышенная безработица.
Изменения на рынке труда
Рост показателя связан с тем, что неформальная экономика резко сократилась в прошлом году, после чего неформально занятые перешли в число безработных, считает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. По ее словам, когда выплаты по безработице резко повысились, регистрироваться в центрах занятости было выгодно. Но после снижения суммы пособия по безработице и восстановления экономики часть россиян вернулась на работу в неформальный сектор.
«Сейчас рост неформальной занятости отчасти подпитывается увеличением числа как зарегистрированных, так и продолжающих оставаться в тени самозанятых – во II квартале 2021 г. их стало на 340 000 больше. Возросло и количество сотрудников ИП при одновременном сокращении самих ИП – в связи с частичным переходом последних в статус тех же самозанятых», – отмечает президент FinExpertiza Global Елена Трубникова. Кроме того, по ее словам, в Россию начали возвращаться трудовые мигранты, значительная часть которых работает в неформальном секторе в сельском хозяйстве и на стройках. Также происходит восстановление сферы торговли и услуг, где заметная доля относится к неформальному сегменту.
Старший экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков связывает рост неформальной занятости главным образом с восстановлением сектора услуг домохозяйствам: «На II квартал 2020 г. пришлось наибольшее сокращение этого сектора, но за год активность в нем восстановилась».
Эксперты не ожидают, что занятость в неформальном секторе продолжит расти. «Я думаю, что неформальный сектор сейчас вернется на допандемийный уровень и дальше будет постепенно сокращаться. Этому будет способствовать возможность получить инфраструктурную и финансовую поддержку со стороны государства», – отмечает Овчарова.
Ранее Росстат сообщил, что безработица в России в июле опустилась ниже допандемийного уровня – до 4,5%. В апреле 2020 г., после начала ограничений из-за COVID-19, безработица резко выросла – до 5,8%, в августе достигла пика – 6,4%. С осени прошлого года началось снижение показателя.