Бизнес зазывают в «русские офшоры»
Минфин существенно смягчит условия для переезда в САРыМинфин до конца года внесет в Госдуму законопроект о донастройке преференциального режима в специальных административных районах (САР) в Калининграде и Владивостоке, чтобы повысить его привлекательность. Закон должен вступить в силу к весне-лету 2022 г. Об этом статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов сообщил на организованном KPMG в России и СНГ семинаре, передал корреспондент «Ведомостей».
Ряд крупнейших российских компаний – «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», «Алроса», «Сибур», «Северсталь», Сбербанк, ВТБ – заинтересовались российскими офшорами, сообщали ранее «Ведомости». «Даже 20 новых резидентов в каждом САРе для нас будет большим достижением, мы будем стремиться к этому», – отметил Сазанов.
Одно из требований для переезда в САР – выйти из реестра юрлиц за рубежом в течение полугода. Но в некоторых случаях невозможно перерегистрировать компанию быстро. В частности, холдинговым компаниям, конечными бенефициарами которых являются россияне под санкциями, отметила партнер KPMG в России и СНГ Ирина Нарышева. Минфин не будет отказывать в льготах в таких случаях, заверил замминистра: «Эти кейсы единичные, но все равно мы должны их учитывать и готовы двигаться навстречу».
Минфин сейчас фиксирует злоупотребления, когда международная холдинговая компания (МХК) одновременно состоит в российском реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и остается в реестре за рубежом, рассказал Сазанов. «Одно из самых распространенных злоупотреблений, когда компании умышленно затягивают переезд и одновременно находятся в реестрах юрлиц сразу двух юрисдикций, – отметил он. – Такие «полупереезды», по нашему мнению, – недобросовестное поведение. В таких случаях льготы по МХК применяться не должны».
Что такое «русские офшоры»
САРы на о. Русский во Владивостоке и о. Октябрьский в Калининграде появились в 2018 г. Их главная цель – привлечь капитал зарубежных компаний россиян. Редомициляция – смена корпоративной прописки – позволяет осуществить полную «миграцию» иностранных компаний в Россию, т. е. помимо смены налогового резидентства сменить личный закон (страну регистрации) компании.
Международными холдинговыми компаниями признаются не все резиденты САРа, а те, что фактически созданы до 2017 г.: контролирующие лица стали таковыми до 2017 г.; сменили прописку с сохранением названия, банковских счетов, штата сотрудников, договорных отношений и т. д.
Режим будет действовать до 2035 г. На весь этот период предусмотрена «дедушкина оговорка» – гарантия, что налоговые условия не станут хуже.
Бизнес волнует вопрос, ограничен ли выход из САРа в случае, если компанию не устроит этот режим, рассказал партнер KPMG России и СНГ Александр Токарев. «Это право собственников, если они считают, что режим САРа им невыгоден по тем или иным условиям, то мы не должны ограничивать их в этом праве», – ответил Сазанов.
Резидент САРа обязан инвестировать в России 50 млн руб. в течение полугода. Поправками в закон планируется ввести дополнительное требование об инвестировании 300 млн руб. в строительство инфраструктуры в регионе регистрации в течение трех лет. Капиталовложения 50 млн руб., даже если они подпадают под критерии для инвестирования 300 млн руб., не будут зачтены. В сумме необходимы инвестиции в 350 млн руб., пояснил Сазанов. «По нашему мнению, это достаточно компромиссные условия и даже средние холдинговые компании вполне способны их выполнить в обмен на существенное снижение налогового бремени», – считает замминистра.
В некоторых случаях резидентам САРа необходимо иметь филиал на Кипре и часть сотрудников для ряда операций, рассказал Токарев. «По моему мнению, если это филиал, который зарегистрирован в иностранной юрисдикции, – это часть компании и если не запрещено иметь филиал в иностранной юрисдикции, то, конечно, такая схема структурирования возможна», – прокомментировал Сазанов.
Иностранные холдинговые компании часто используются для создания совместных предприятий в том числе для применения иностранного корпоративного права. «Перетасовывание владения» внутри самой компании, когда, например, один из акционеров владел долей в 5%, потом приобрел еще 20% и стал контролирующим, не будет препятствием для получения льгот, разъяснил Сазанов.
Другой спорный момент – «пустят» ли в САР холдинг, если бенефициары недавно реструктурировали активы, при том что сама группа была зарегистрирована задолго до изменений. Если конечные бенефициары остались неизменными и сохранили долю владения более 75%, то промежуточные реструктуризации не заблокируют для такого холдинга переезд в САР, заверил Сазанов. «Различного рода реструктуризации имеют место быть, и если, по сути дела, контролирующие лица остаются те же, меняется лишь доля участия или количество, то это не должно быть препятствием для переезда в САР», – подчеркнул замминистра. Минфин готов совершенствовать закон, чтобы исключить такие ограничения.
Обязательные требования держать в штате 15 сотрудников, офис 100 кв. м и инвестировать 300 млн руб. в инфраструктуру чрезмерны для холдинговых компаний с пассивной деятельностью, отметил Токарев. «Уступки, на которые мы идем, должны быть соразмерны обязательствам, которые будут брать на себя те, кто заинтересован в переезде», – ответил Сазанов.
Минфин специально предусмотрел достаточно широкий перечень пассивных доходов, которые будут идти в зачет 90% выручки. Это управленческие, аудиторские, юридические, бухгалтерские услуги. «Отправить в САР на аутсорсинг ряд услуг, по нашему мнению, – правильная вещь. Найти людей и функционал для них в рамках даже средней холдинговой компании достаточно просто. Эти условия вполне адекватны налоговым преференциям», – уверен замминистра.
На МХК не распространяются правила о контролируемых иностранных компаниях (КИК), для госорганов это российские организации. До 2029 г. прибыль КИК освобождена от налога на уровне МХК. При этом для физлиц, владеющих иностранными компаниями через МХК, такой льготы не предусмотрено. «Иными словами, если акционер «перевез» компанию с Кипра в Калининград и у его МХК есть КИК за рубежом, то он как физлицо должен включать в доходы часть прибыли КИК, несмотря на структурирование владения через МХК», – пояснил партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в СНГ Михаил Орлов. Другой вариант – внести фиксированный платеж за все КИК в 5 млн руб.
Новые льготы
Замглавы Минфина также разъяснил суть предлагаемой Минфином донастройки преференциального режима. «Мы создаем практически эквивалентный режим с теми, что предлагают наиболее распространенные холдинговые иностранные юрисдикции, – отметил замминистра. – Кипр – наши основные конкуренты – дает более привилегированные условия в плане налоговых ставок, поэтому мы существенным образом снижаем уровень налогообложения для холдинговых компаний».
Смягчение требований для переезда в САР позволит расширить круг потенциальных резидентов. Например, действующие правила не позволяют переезжать в САР компаниям, которые были созданы после 2017 г. Изначально это требование вводилось, чтобы ограничить возможности создания технических компаний специально для целей переезда, когда преференциальный режим только обсуждался, пояснил Сазанов. Поправками в закон Минфин смягчит условия. По новым правилам компания должна быть создана до 2020 г., к моменту переезда должна просуществовать не менее трех лет, а контролирующие лица доли от 75% должны быть неизменны на момент переезда по сравнению с датой на 1 января 2020 г., пояснил Сазанов.
«Практически все доходы холдинговых компаний, если она переезжает в САР, будут облагаться по ставке 5%, чтобы перераспределение прибыли проходило наименее безболезненно, с наименьшим фискальным бременем. По основной базе и почти по всем видам пассивных доходов ставки снижаются с 20–15 до 5% прибыли», – рассказал Сазанов.
Снизится и налогообложение доходов, которые холдинговая компания будет распределять в пользу своих конечных бенефициаров. «Все ставки снижаются практически до 10% по пассивным доходам при выполнении определенных обязательств», – отметил Сазанов.
Кроме этого, по предложению бизнеса Минфин планирует предусмотреть отдельные особенности определения налоговой базы холдинговых компаний. Ключевая из них, которая интересует широкий круг инвесторов, – не облагать налогом курсовую разницу.
Сейчас Минфин не рассматривает возможность в дальнейшем приглашать в САР активные компании. Режим в первую очередь предназначен для холдинговой и пассивной деятельности, отметил Сазанов.