Налоговая зачищает клининг
ФНС предлагает компаниям самим контролировать, как поставщики услуг платят налогиИнспекции настоятельно рекомендуют вносить в договоры с клининговыми компаниями специальные условия: так называемую налоговую оговорку – спецпроект налоговой, предполагающий заключение договоров между организациями со специально закрепленными обязательствами соблюдать законы. О жалобах предпринимателей на такую практику «Ведомостям» рассказали представители бизнес-объединений и консультанты.
Многим крупным компаниям – заказчикам клининговых услуг инспекции принудительно навязывают налоговую оговорку, фактически через угрозы проверками, сообщил «Ведомостям» генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Тадзио Шиллинг. Смысл налоговой оговорки в том, чтобы заказчики проверяли своих контрагентов с точки зрения уплаты налогов и сборов, указывает зампред комитета по налогам и финансовой отчетности Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) Владимир Зайцев. По мнению Шиллинга, участие бизнеса в данной инициативе ФНС должно быть исключительно добровольным, а не принудительным.
О жалобах от бизнеса на настойчивые рекомендации менять условия договоров и поставщиков услуг клининга и техобслуживания помещений также рассказала глава комитета по налогам и финансовой отчетности Российско-германской ВТП, партнер Brand & Partner Валерия Хмелевская. По ее словам, бизнес опасается, что подобная практика не ограничится только этими отраслями.
«Предложенная оговорка довольно спорная», — заявил «Ведомостям» представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Позиция большинства компаний заключается в том, что отраслевое регулирование может осуществляться внутри самой отрасли. «Но когда оно происходит через покупателей, то это для нас странно», — подчеркивает представитель РСПП.
Действительно, как следует из типовой рассылки Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (администрирует транснациональные компании, есть в распоряжении «Ведомостей»), налоговая приглашает компании участвовать в проектах по обелению рынка услуг клининга, технической эксплуатации зданий и автомобильных грузоперевозок. В письме инспекция просит у компании прислать список подрядчиков клининговых услуг.
«Данные отраслевые проекты имеют одной из своих целей дальнейший переход к другим аналогичным проектам, которые впоследствии будут распространены на все сферы экономики», – указано в письме. Для реализации этой работы от компаний необходимо «бессрочное согласие» включать в действующие и вновь заключаемые договоры налоговую оговорку. «Для реализации одной из главных задач ФНС – всеобъемлющего обеления рынка с целью полной и своевременной уплаты налогов (взносов, сборов) – необходимо включение в проект всех крупных экономических субъектов», – подчеркивается в письме.
Налоговая также призывает клининговые компании раскрывать налоговую тайну, вступая в специальный онлайн-реестр добросовестных поставщиков «БелыйФМ.рф», и рассчитывает, что членство в этом реестре должно стать для компаний ключевым критерием при выборе поставщиков таких услуг.
Эффект инициативы
Это не первый проект ФНС по борьбе с серыми схемами в конкретной отрасли. Например, с 2017 г. российские экспортеры зерна и другие игроки сельхозрынка подписывают Хартию АПК. На дату публикации в реестре 6972 участника.
Как работает клининг
Специфика клининга – в минимальном «входном» НДС и высоких расходах на оплату труда, отмечает ФНС. Анализ отрасли клининга показывает высокие риски по неуплате НДС, НДФЛ и страховых взносов. Также выявляются схемы дробления бизнеса для необоснованного применения специальных налоговых режимов, рассказал представитель ФНС.
«Это крайне низкомаржинальная отрасль, при этом основной составляющей стоимости услуги является оплата труда сотрудников, – объяснила гендиректор саморегулируемой организации «Ассоциация клининговых и фасилити операторов» Елена Маркевич. «Налоговая нагрузка на компанию, которая работает вбелую, достигает 25–30% от выручки, а доходность – на уровне 1–3%», – рассказала Маркевич.
По ее словам, из-за низкого порога входа конкуренция на рынке очень высока. Чтобы сократить издержки и предложить наиболее низкую цену за свои услуги, многие клининговые компании не оформляют сотрудников в штат и получают экономию за счет неуплаты страховых взносов и НДФЛ, объяснила эксперт. Выездные налоговые проверки проходят уже постфактум. К этому моменту с компании, если она намеренно уклонялась от уплаты налогов, бывает уже нечего собрать, поясняет Маркевич.
Сложившаяся ситуация выгодна как недобросовестным исполнителям, так и заказчикам, которые покупают такие услуги по заниженной стоимости. В минусе государство, которое недополучает налоги, и сотрудники, в том числе трудовые мигранты, которые работают нелегально без социальных гарантий, указала Маркевич.
В агросекторе в конце цепи поставок зерна несколько крупных трейдеров-экспортеров, отмечает руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Повлияв на них, налоговая служба установила свои правила игры.
В сфере клининга работает более 5000 юрлиц, при этом доля рынка относительно крупных федеральных игроков не превышает 10%, рассказала гендиректор Ассоциации клининговых и фасилити операторов Елена Маркевич. Услуги клининга всегда востребованы во всех секторах экономики, но длительность контрактов по уборке составляет в среднем 1–3 года.
Тем не менее проект обеления вызвал заметные изменения в фасилити отрасли – компании перестраивают формат ведения бизнеса и обеляются, говорит Маркевич. При этом в теневом секторе усиливается проблема дробления бизнеса, многие банкротят прежние юрлица и открывают новые.
Честные исполнители заинтересованы в максимальном расширении этой практики, а «верещат» недобросовестные – те, кто демпингует на тендерах, уверен сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Проект ФНС в целом сбалансированный, он плюс-минус устраивает компании, которые хотят обелиться, согласился исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин.
«Фирмы, которые жестко демпингуют, уходя от налогов, нарушая трудовое и миграционное законодательство, рушат рынок – честным предпринимателям нет смысла вкладываться в развитие и повышение качества, если их все равно вытеснят с торгов», – пояснил Шубин.
«Добросовестным подрядчикам это надоело, и они договорились следовать отраслевым стандартам: по стоимости работ, штату, среднеотраслевой налоговой нагрузке, – рассказал Шубин. – Такой проект возможен только при координации ФНС, потому что налоговая видит все схемы и что творится на рынке».
Хотя риски претензий от налоговой у заказчиков снизятся, обеление отрасли клининга приведет к росту стоимости услуг, полагает Данилов-Данильян. Кроме того, у заказчиков услуг клининговых компаний возникнет целый ряд проблем.
Защищают ли заказчиков особые условия
Контролировать законность – обязанность налоговых органов, указывает заместитель председателя комитета по налогам и финансовой отчетности Российско-германской ВТП Владимир Зайцев. «Это все равно что покупать хлеб в магазине при условии, если проверишь, оформлен ли в штат продавец, грузчик и т. п., – объяснил он. – Пугает объем работ, который должны вести компании за контролирующие органы. Бизнес должен заниматься непосредственно бизнесом, а не налоговым администрированием, иначе зачем тогда налоговые органы».
Более того, налоговая оговорка фактически переносит бремя уплаты налога на заказчика услуг, а уже потом он может попробовать взыскать в суде убытки с поставщика, объяснил Зарипов. Управляющий партнер Компании TAXmanager, член налогового Совета ТПП Василий Ваюкин также обратил внимание на проблему возложения полной ответственности за нарушения на заказчика без привязки к реальному нарушителю, а также ответственности за внутреннюю работу исполнителя, включая соблюдение трудового законодательства.
Действительно, механизм налоговой оговорки в большинстве случаев не достигает цели заставить именно недобросовестного контрагента заплатить налоги, отмечает Шиллинг.
Дело в том, что практика применения статьи 54.1 НК (против ухода от налогов) складывается таким образом, что инспекции взыскивают налоги не с нарушителей, а с компании, которая в состоянии заплатить, пояснил Зарипов. Статья требует от заказчиков проявлять «должную осмотрительность» при выборе поставщиков, и налоговая оговорка дополнительно закрепляет это. «На практике налоговые инспекции побуждают заказчиков заплатить налог за контрагента-нарушителя, а уже потом попробовать взыскать с него убытки», – рассказал Зарипов.
«Проблема не в том, чтобы получить судебное решение, а в том, чтобы его исполнить. Ведь если инспекция с ее арсеналом инструментов не смогла взыскать, то почему сможет обычная организация? А если взыскать можно, то почему инспекция не взыскивает недоимку сразу с продавца?» – указал адвокат.
ФНС рассматривает обращение АЕБ на эту тему, рассказал «Ведомостям» представитель службы. «Решение о применении налоговой оговорки всегда остается на усмотрение налогоплательщика», – подчеркнул он. Продвигаемый ФНС проект «позволяет создать эффективную систему снижения налоговых и коммерческих рисков с последующим саморегулированием отрасли при минимальном участии контролирующих органов», напомнил цель инициативы представитель ФНС.