Таможня стала повышать цену импорта на сумму дивидендов его получателей

Такую практику уже оспорили компании Pull & Bear, Bershka и Chanel
Российское представительство европейской компании импортировало одежду и обувь для последующей продажи в сети магазинов и распределяло прибыль в виде дивидендов иностранным учредителям
Российское представительство европейской компании импортировало одежду и обувь для последующей продажи в сети магазинов и распределяло прибыль в виде дивидендов иностранным учредителям / Евгений Разумный / Ведомости

Суды отказывают таможне в доначислении сборов за ввоз товаров за счет включения в их стоимость суммы выплаченных за рубеж дивидендов. На участившиеся попытки ФТС завысить цену импортируемых товаров, а в конечном счете и сумму ввозного НДС и пошлин обратили внимание в Deloitte, а также в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ; представляет интересы иностранного бизнеса в России). Но пока судебная практика складывается в пользу бизнеса. «Дочка» европейской компании Pull & Bear – ООО «Пулл энд Беар СНГ» (на 90% принадлежит Zara Holding B.V.) успешно оспорило доначисления в суде первой инстанции, следует из материалов в картотеке арбитражных дел.

Российское представительство импортировало одежду и обувь для последующей продажи в сети магазинов и распределяло прибыль в виде дивидендов иностранным учредителям. После проверки Брянская таможня увеличила таможенную стоимость ввезенных товаров на сумму дивидендов и дополнительно взыскала с них ввозную таможенную пошлину и НДС. Свое решение таможня обосновала тем, что весь бизнес компании заключается в продаже полученных от материнской компании товаров, поэтому дивиденды связаны с ввозимыми товарами. Компания возразила, что дивиденды «исходя из их экономико-правовой природы не могут являться ни частью цены продаваемых товаров, ни доходом продавца от последующей продажи товара на внутреннем рынке и потому не должны включаться в таможенную стоимость».

Суд первой инстанции признал решения таможни незаконными, а вывод о том, что дивиденды являются частью стоимости ввезенных товаров, – «не основанным на действующем таможенном, налоговом и гражданском законодательстве».

Ранее аналогичный спор с таможней ООО «Бершка СНГ» (бренд Bershka) также завершился победой импортера в суде первой инстанции. Обе компании обращались по данной проблеме в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), подтвердил представитель ЕЭК. 12 июля в деле ООО «Шанель» (бренд Chanel) Арбитражный суд Москвы также признал незаконным решения Московской таможни включить дивиденды в таможенную стоимость.

Опасная тенденция

Включение дивидендов в таможенную стоимость ввозимых товаров обычно воспринимается представителями компаний-импортеров как «нонсенс и ошибка», считает партнер департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Тамара Архангельская. Но такая практика все чаще становится реальностью, добавила она. Проблема назревала давно, но обострилась в последнее время, когда государство начало искать дополнительные способы пополнить бюджет, отмечает партнер Bryan Cave Leighton Paisner Владимир Чикин. «Идет волна таможенных проверок крупнейших импортеров с иностранным участием в разных регионах. Проверяют лицензионные платежи, включая НДС на них, дивиденды», – рассказал он.

При таких проверках таможенные органы часто необоснованно и без разбора включают выплаченные дивиденды в таможенную стоимость, констатирует руководитель практики «Разрешение споров» юридической фирмы «Борениус» Анна Заброцкая. По ее мнению, если подобные прецеденты станут регулярной практикой, то таможенная стоимость ввозимых товаров резко возрастет. Это может повлечь значительный отток иностранного бизнеса из России, резюмировала юрист.

Представитель ФТС сообщил «Ведомостям» о практике, когда компании по-разному позиционируют одни и те же платежи (дивиденды, процентные платежи, роялти и т. д.) и таможенные органы должны выяснять действительный экономический смысл спорных платежей. По его словам, если российское юрлицо покупает товары у своего единственного иностранного акционера, то дивиденды в его адрес «фактически ничем не отличаются от подлежащего включению в таможенную стоимость товаров дохода (выручки)». Верховный суд в определении от 7.04.2021 № 307-ЭС21-2873 постановил, что включать дивиденды в таможенную стоимость возможно, только если их выплата является условием продажи товаров.

«Ведомости» также направили запрос в Минфин.

Расширительное толкование закона

АЕБ «серьезно озабочена ретроспективным изменением практики таможенных органов по применению отдельных норм законодательства в части включения дивидендов в таможенную стоимость ввозимых товаров», сообщила «Ведомостям» председатель комитета АЕБ по таможне и транспорту, глава практики по международной торговле и таможенному регулированию в СНГ EY Вильгельмина Шавшина. По ее словам, если таможенные органы не доказали, что под видом дивидендов произведен другой платеж, эту сумму нельзя включать в таможенную стоимость, поскольку она не входит в цену товаров и не является дополнительными начислениями к цене, перечень которых установлен в ст. 40 Таможенного кодекса (ТК) Евразийского экономического союза (ЕАЭС). АЕБ ранее просила Минфин и ФТС разъяснить правомерность учета дивидендов в таможенной стоимости. Кроме них АЕБ также запрашивала официальную позицию ЕЭК.

Споры – причем, как правило, на большие суммы – возникают из-за того, что Минфин, а вслед за ним и таможня расширительно трактуют закон. Например, в ТК ЕАЭС есть следующая формулировка: «Дивиденды или иные платежи, в случае если они не связаны с ввозимыми товарами, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров» (п. 9 ст. 39 ТК ЕАЭС). Но Минфин в разъяснительных письмах указывал, что если импортер на 100% является дочерним предприятием иностранного поставщика и вся его деятельность сводится к продаже поставленных материнской компанией товаров, то дивиденды должны учитываться в таможенной стоимости. В частности, такую позицию Минфин готовил к заседанию Консультативного совета по иностранным инвестициям в мае.

В результате таможенные органы считают обоснованным утверждать, что в ситуациях, когда компании занимаются преимущественно ввозом и продажей импортных товаров, дивиденды должны включаться в таможенную стоимость, отмечает Архангельская.

В последние пару лет суды поддерживают импортеров и выносят решения в пользу бизнеса, добавила она. В решениях подчеркивается, что дивиденды не связаны с ввозимыми товарами и не являются условием их продажи, поэтому они не должны включаться в таможенную стоимость. При этом, занимая сторону импортеров, суды указывают, что товары не продавались с условием выплаты дивидендов иностранному продавцу и их выплата не предусмотрена внешнеторговым договором. Судебная практика по этой проблеме пока немногочисленна. Развитие ситуации будет зависеть от того, как завершатся судебные процессы. Если импортеры не выиграют в судах вышестоящих инстанций, есть риск начала массового включения дивидендов в таможенную стоимость, предупредил Чикин.