Власти обсуждают адаптацию НК к новым правилам ОЭСР
Если Россия к ним присоединится, налог на прибыль для зарубежных IT-компаний вырастетВ правительстве анализируют варианты адаптации российского законодательства к новым наднациональным правилам налогообложения международных компаний, которые ранее представила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), – на случай, если Россия решит к ним присоединиться, рассказали «Ведомостям» два собеседника, знакомые с ходом обсуждения, а также источник, близкий к кабинету министров.
По их словам, такая дискуссия ведется между Минфином, Минцифры и ФНС. Глобальная реформа предусматривает выравнивание фискальных условий между разными юрисдикциями – на этапе проекта Россия к этой инициативе присоединилась, но окончательное решение о поддержке будет принято после того, как появится окончательная редакция новых правил, уточнил близкий к правительству источник. Один из механизмов – установление единой наднациональной минимальной ставки по налогу на прибыль: ОЭСР определила ее эффективный уровень в 15%. В России общая номинальная ставка налога выше – 20%, но ряд отраслей платит по пониженной ставке. В частности, для IT-сектора уровень налога на прибыль составляет 3%.
Пока ОЭСР представила исключительно видение реформы, но с высокой долей вероятности международные компании, которые действуют в России через дочерние структуры, должны будут платить разницу между российской и наднациональной ставкой по налогу на прибыль в бюджет той страны, где зарегистрирована их холдинговая организация, пояснил источник, знакомый с ходом обсуждения.
Допустить такой вариант развития событий, когда иностранный бюджет получает фактически российские налоговые потоки, в правительстве не готовы, добавил другой собеседник «Ведомостей». Оба источника утверждают, что власти допускают вариант повышения налога на прибыль для «дочек» международных компаний до наднационального уровня, если в окончательную редакцию реформы ОЭСР не включат специальные оговорки. Российских национальных компаний, которые входят в реестр производителей отечественного ПО (курируется Минцифры), изменения в любом случае не коснутся – никаких рисков для них нет, подчеркнул близкий к правительству источник.
Более того, обсуждаются варианты сохранения привлекательности России как юрисдикции для глобального IT-бизнеса даже при условии, что ставку для международных компаний придется поднять, добавил собеседник, знакомый с ходом дискуссии. В частности, рассматривается возможность компенсации компаниям переплаты налога свыше льготной ставки. Источник «Ведомостей» сообщил, что российские власти анализируют пример Швейцарии. Швейцарское правительство ранее безоговорочно поддержало концепцию минимального налога ОЭСР, несмотря на то что в некоторых кантонах ставки на порядок ниже 15%. Вместо того чтобы вести дискуссии об исключениях из общего правила, Берн гарантировал компаниям компенсации за рост налоговой нагрузки, в том числе путем освобождения от уплаты других видов налогов, например на выпуск капитала, сообщали швейцарские СМИ.
Минфин, Минцифры и ФНС не ответили на запрос «Ведомостей».
Заплатят только иностранцы
Если у российской IT-компании нет иностранных акционеров, то и налог доплачивать не придется, уверена партнер КПМГ в СНГ Анна Воронкова. Наднациональное законодательство будет в первую очередь направлено на крупнейшие международные группы, полагает она. «Правда, странам будет предоставлено право понизить порог и распространить правила на более мелкие компании», – уточнила Воронкова. В ситуации с российскими IT-компаниями, облагаемыми по пониженной ставке, дополнительный налог будет возникать, если ими будет владеть компания из страны, внедряющей стандарт Pillar 2, например какая-то страна ЕС, сообщила партнер EY Марина Белякова. При этом налог будет доплачиваться именно в этой стране, а не в России, подчеркнула она.
Новые правила игры
ОЭСР представила консолидированную позицию 131 страны, включая Россию, по видению налоговых изменений 1 июля. Правила игры планируется поменять по двум направлениям. Первое – так называемый механизм Pillar 1 – предполагает налогообложение международных групп компаний с выручкой более 20 млрд евро в странах, где они получают доходы от местной аудитории, но не платят по ним налоги. Изначально предполагалось распространить эту меру прежде всего на IT-компании, но к моменту публикации организация решила не ограничивать ее определенными отраслями, а распространить повсеместно – на любые международные группы компаний (МГК). Фактически, Pillar 1 подразумевает более справедливое распределение налоговых потоков, где МГК зарабатывают деньги. Механизм, который мог бы заставить российские компании доплачивать налоги в странах, где расположены их клиенты, не будет применим из-за слишком высоких пороговых значений выручки, полагает партнер департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Геннадий Камышников.
Второе направление, или Pillar 2, предполагает выравнивание налоговых ставок по странам до минимального уровня в 15%. В частности, если эффективная ставка налога в отдельных юрисдикциях, где представлена МГК, меньше минимального налога, то возникнет дополнительный сбор, компенсирующий эту разницу. По общему правилу он выплачивается в стране регистрации материнской компании. Кроме этого, Pillar 2 направлен на нивелирование различий в ставках по налогу у источника в разветвленных международных группах.
Более детализированный проект реформы ОЭСР должна представить в октябре. Запустить новые правила планируется в 2023 г.
Аналогичная IT-сектору ситуация, по ее словам, может возникнуть и в отношении других российских компаний, применяющих налоговые льготы, подчеркнула эксперт. Кроме того, одобрение Россией Pillar 2 может потребовать корректировки правил контролируемых иностранных компаний, за счет чего потенциально возрастет нагрузка на холдинги, инвестирующие за рубеж. Дополнительные ограничения возникнут и в области применения налоговых ставок по международным соглашениям при выплате доходов из России, добавила Белякова. Под налог могут попасть и компании, облагаемые по пониженным ставкам в специальных административных районах, если вступят в силу пониженные ставки по налогу на прибыль по отношению к пассивным доходам, добавила партнер PwC в России Екатерина Лазорина. Pillar 2 может коснуться и проектов, которые реализуются в рамках заключенных специальных инвестиционных контрактов или иных инвестиционных договоров с региональными властями, полагает Воронкова. Но это возможно только в том случае, если у компании есть акционеры в иностранных юрисдикциях, подчеркнула эксперт.
Замена пониженных налоговых ставок механизмом субсидирования сделает администрирование налоговых расчетов более сложным, полагает Лазорина. Кроме того, не исключено, что ОЭСР будет ограничивать такие возможности, полагает эксперт. Субсидирование разницы между льготной и минимальной ставкой может сработать, не согласилась Белякова. Впрочем, как и любой инструмент, субсидирование надо рассматривать комплексно – возможны и альтернативы, считает эксперт. В любом случае, это изменения, которые фундаментально перестраивают международную систему налогообложения. Но открытых вопросов в части деталей применения стандарта пока очень много – остается непонятным, как считать эффективную ставку 15%, есть ли доходы, которые исключаются из расчета (например, дивиденды), и ряд других аспектов, резюмировала партнер EY.
Ассоциацию «Руссофт» не привлекали к формированию российской позиции по этому вопросу на переговорах с ОЭСР, заявил ее президент Валентин Макаров. Судя по результату международного консенсуса, получается, что льготы по налогу на прибыль, утвержденные президентом в 2020 г., подпадают под действие этого соглашения, подчеркнул он. В этой связи очень своевременно при Минцифры и Российском фонде развития информационных технологий создана рабочая группа для решения вопросов администрирования льгот по страховым взносам и налогу на прибыль, отметил Макаров. Видимо, на этой площадке нужно будет оперативно отработать варианты сохранения суммарного эффекта от льготы по налогу на прибыль при вступлении в силу нового международного законодательства.
Министры финансов стран G20 ранее одобрили ключевые компоненты двух основных принципов – Pillar 1 и Pillar 2, касающихся пересмотра правил определения экономической взаимосвязи и распределения прибыли и установления глобальной минимальной ставки налогообложения для транснациональных компаний, комментировал ранее представитель Минфина специальное заседание руководителей финансовых ведомств стран двадцатки. «При установлении глобальной минимальной ставки налогообложения для транснациональных компаний важно учитывать, что налоги – это инструмент стимулирования инвестиционной деятельности, создания новых рабочих мест, инвестиций. И при этом важно помнить о низконалоговых юрисдикциях», – приводила пресс-служба цитату министра финансов Антона Силуанова.