Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
Верификацией связей займется Корпорация МСПКорпорация МСП (КМСП) начнет проверять малых и средних предпринимателей на аффилированность с их заказчиками среди компаний с госучастием, рассказал «Ведомостям» представитель госкорпорации. Такое решение, по его словам, было принято на совете директоров института развития, который возглавляет первый вице-премьер Андрей Белоусов.
В частности, КМСП проанализирует наличие прямой связи через владение долей в уставном капитале, наличие аффилированности МСП с органами управления заказчика, принадлежность к одной группе лиц, наличие совпадений номеров телефонов и юридических адресов МСП и заказчика. Результаты будут представлены до 17 сентября, добавили в КМСП.
Анализ будет проводиться по закупкам госкомпаний из периметра мониторинга КМСП. Сейчас это 1800 компаний (крупнейшие из них – это, например, РЖД, «Ростелеком», «Росатом», «Сбер»), со следующего года их число увеличится до 3500, уточнил представитель КМСП.
Количество компаний с госучастием, по которым ведется контроль соблюдения обязательной минимальной квоты закупок у субъектов МСП, может вырасти в 10 раз за счет включения еще 17 000 региональных организаций, как предлагает КМСП, добавил собеседник. По оценке КМСП, расширение мониторинга позволит компаниям малого и среднего бизнеса сформировать дополнительный рынок сбыта объемом в 1 трлн руб. к 2025 г. До 20 августа КМСП представит в Минфин согласованные с Минэкономразвития предложения по увеличению количества крупнейших заказчиков регионального уровня.
Представитель Минэкономразвития сообщил «Ведомостям», что критерии внесения в расширенный реестр для региональных госзаказчиков уже сформированы. Ими будут считаться компании, в уставном капитале которых доля участия субъекта Федерации составляет более 50%. «Регион сможет самостоятельно контролировать соблюдение квот и принимать меры по созданию условий для участия субъектов МСП в закупках. Это откроет новые рынки для местных поставщиков и будет способствовать развитию производства», – отметил собеседник.
Самая большая проблема сектора закупок – это его теневая сторона, поэтому компании малого и микробизнеса неохотно идут на торги, полагая, что там невозможно выиграть и заключить контракт, передал представитель КМСП слова ее гендиректора Александра Исаевича.
В июле правительство утвердило постановление, которое увеличивает минимальную долю закупок компаний с госучастием у МСП с 20 до 25% от совокупного объема договоров. Также до 20% повышена доля закупок, участниками которых являются исключительно субъекты МСП («спецторги», участие крупного бизнеса не предусмотрено). Также были приняты изменения в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ), увеличивающие минимальную долю госзакупок у МСП с 15 до 25%, норма вступает в силу с 1 января 2022 г. Ранее с предложением увеличить квоту для госзакупок и закупок госкомпаний у МСП выступил президент Владимир Путин в ходе ПМЭФ-2021.
В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП должен составить 5 трлн руб. к 2024 г. С начала года объем закупок у малого бизнеса превысил 2 трлн руб., что на 19% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечают в КМСП.
Больше доступа
Расширение мониторинга соблюдения квоты закупок у МСП на региональные компании, среди которых могут быть и «дочки» госкомпаний, и региональные ФГУПы, увеличит прозрачность закупок, полагает президент бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин. «Корпорация проверяет, действительно ли договор был заключен с субъектом МСП, а не с аффилированной с заказчиком структурой. Причем связи верифицируются с помощью данных ФНС, казначейства, Минфина», – добавил Калинин.
Проблема аффилированности распространена не только в сегменте госзакупок – она проявилась в рамках льготной программы кредитования малого бизнеса «1764», напомнил он. По его словам, лимиты по программе на этот год закончились в том числе из-за так называемых SPV (предприятия, созданные специально для получения займов по льготной ставке). Формально это субъекты МСП, но фактически это структуры крупного бизнеса. Анализ аффилированности с крупными госкомпаниями позволит увеличить эффективность господдержки, чтобы она доходила до малого бизнеса, резюмировал Калинин.
По словам руководителя экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерины Авдеевой, вопрос аффилированности компаний малого и среднего бизнеса, получающих заказы, с крупными корпорациями вызывает опасения не первый год. Если не формировать инструменты для анализа и оценки связей, то меры поддержки для МСП при закупках будут адресованы крупным корпорациям, полагает она. Необходимо обеспечить возможность выхода на рынок и развитие реальных представителей МСП, которые получат заказы и преференции, указывает эксперт.
Большое количество выявленных аффилированных пар снижает доверие бизнеса к госзакупкам, демотивирует его заявляться на конкурсы, добавил партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич.ч
Есть и другие проблемы при госзакупках. Для МСП процесс до сих пор слишком сложен – самостоятельно разобраться предпринимателям довольно проблематично, добавила Авдеева из «Деловой России». Кроме того, для закупок требуется обеспечение или банковская гарантия, а кредитные учреждения предпочитают надежных крупных клиентов компаниям в стадии становления. Нередко представители МСП предпочитают отказаться от гонки за статус поставщика во избежание рисков, резюмировала Авдеева.
Госучреждения чаще всего работают с коммерческими компаниями по постоплате – ограниченному авансированию и перечислению средств лишь по факту исполнения заказа, добавил Станкевич.