Дальневосточные субъекты все больше впадают в экономическую зависимость

За 2016–2020 годы доля денег центра в доходах их бюджетов выросла в 1,5 раза
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов почти всех регионов ДФО увеличилась с 30 до 44% в период с 2016 по 2020 г., следует из рэнкинга территорий макрорегиона, подготовленного агентством АКРА («Ведомости» с ним ознакомились). Тенденция на усиление зависимости от федерального бюджета наблюдалась в целом по стране, но на Дальнем Востоке она была выражена гораздо ярче. Если в среднем по России доля собственных налоговых и неналоговых доходов регионов в общей массе поступлений снизилась на 12 п. п., то в ДФО – на 14 п. п.

Аналитики отмечают низкий уровень ликвидности и тенденцию к накоплению долгов в дальневосточных регионах и связывают это с сильной зависимостью округа от добычи полезных ископаемых. Среди всех субъектов федерального округа только в Сахалинской области доля собственных доходов превышает среднестрановой уровень (83–96% в 2016–2020 гг.). Кроме того, это единственный регион в ДФО, не получающий дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (специальный нецелевой вид помощи, требующийся на поддержание уровня расходов региона на общестрановом минимуме).

Наибольший объем безвозмездных поступлений в абсолютном выражении получает Якутия: в 2020 г. региону было выделено 97,2 млрд руб. Среди всех российских субъектов республика традиционно является одним из лидеров по объему полученных дотаций, что вполне закономерно с учетом обширной территории (на Якутию приходится порядка 18% площади России) и низкой транспортной доступности северных районов. Для Камчатского края характерна наименьшая доля собственных доходов среди регионов ДФО (в 2016–2020 гг. составляли менее трети всего бюджета), что во многом обусловлено структурой экономики края, где основная доля приходится на рыболовство.

Кроме этого из 10 наиболее крупных по площади субъектов Федерации шесть находятся на Дальнем Востоке: (в порядке убывания) Якутия, Хабаровский край, Чукотский АО, Камчатский край, Магаданская область Забайкальский край. А в пятерке регионов с наименьшей плотностью населения четыре также субъекты ДФО. Подобная специфика приводит к формированию более высоких по сравнению со среднероссийскими потребностей в бюджетных расходах на душу населения. Региональным властям в ДФО необходимо обеспечивать продовольствием и топливом отдаленные территории, поддерживать необходимый уровень медицины и образования.

Разница между доходами и расходами субъектов ДФО объясняет дефицит бюджетов, полагают в АКРА. За последние девять лет общий результат исполнения бюджетов дальневосточных регионов лишь дважды был положительным – в 2018 и 2019 гг. Необходимость покрытия разрывов между доходами и расходами ведет к росту долговой нагрузки и снижению остатков на счетах, отмечают в АКРА. Лишь три региона ДФО завершили период с 2016 по 2020 г. с профицитом: Чукотский АО, Амурская область и Приморский край (3%).

В структуре экономики ДФО преобладает сегмент добычи полезных ископаемых (28,7% ВРП регионов округа в 2019 г.). Наиболее значительна доля этой отрасли в валовом продукте Сахалинской области (64,2%), Якутии (50,6%), Магаданской области (45,2%) и Чукотского АО (39,6%). Структура ВРП дальневосточных субъектов указывает на зависимость их бюджетов от конъюнктуры рынка полезных ископаемых (прежде всего нефти, металлов и угля).

Вряд ли субъектам ДФО удастся в дальнейшем преодолеть зависимость от федерального бюджета и добычи полезных ископаемых и выровнять ситуацию относительно средней полосы, полагает эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин. «Несмотря на высокую рентабельность добычи, им все равно нужна поддержка центра, поэтому единственный вариант совершить скачок в качестве экономики – это привлечь инвестиции», – пояснил он. Например, Амурская область значительно улучшила свою бюджетную ситуацию за счет строительства газопровода и иных крупных объектов, отметил Першин.

Субъекты средней полосы России, впрочем, разнородны по уровню экономического развития, финансовой и бюджетной устойчивости, констатировал эксперт кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Козлов. Но если определить в качестве бенчмарков такие регионы, как Белгородская, Калужская, Тульская области, – все их отличает диверсифицированная экономика с понятными для инвесторов правилами игры и рынком сбыта. Субъекты ДФО находятся в существенно более сложном положении: непонятно, чем им привлечь инвесторов, поскольку население живет довольно бедно, резюмировал он.