Власти готовят план мобилизации доходов федерального бюджета
От повышения налогов на состоятельных физлиц и нефтяную отрасль в правительстве пока отказалисьМинфин, Минэк, ФНС, ФТС, МВД, Минтранс, Минэнерго должны подготовить предложения по «мобилизации доходов» федерального бюджета в 2022–2024 гг., следует из списка поручений, сформированного по итогам обсуждения на бюджетной комиссии 1 июля. Протокол совещания в правительстве, подписанный вице-премьером Дмитрием Григоренко, есть у «Ведомостей». В документе конкретизируется, что план повышения поступлений должен, в частности, включать следующие решения.
Основная мера – донастройка налогообложения ненефтегазового ресурсного сектора экономики. В основном подразумевается повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургической отрасли, сообщил близкий к правительству источник. В том числе на те виды сырья, которые не подпали под повышение НДПИ, в частности на драгметаллы.
В прошлом году началось выравнивание налоговой нагрузки между добывающими отраслями. Доля валовых налогов (НДПИ и таможенной пошлины) в выручке горнорудных компаний – одна из самых низких по отраслям и не превышает 8%, в то время как для нефтегазовых компаний этот показатель варьируется от 40 до 60%, свидетельствуют расчеты Vygon Consulting. В прошлом году НДПИ при добыче сырья для черных и цветных металлов за счет «рентного коэффициента» вырос в 3,5 раза. Это позволит нарастить поступления в бюджет еще более чем на 100 млрд руб. в 2021–2023 гг.
Также в конце июня в связи с резким ростом цен правительство утвердило временное – до конца года – повышение пошлины на экспорт черных и цветных металлов. Это позволит собрать в бюджет дополнительно около 160 млрд руб. для компенсации удорожания проектов в сфере гособоронзаказа, строительства жилья, дорог и т. д., связанного с ростом цен на металлы, пояснял первый вице-премьер Андрей Белоусов на заседании правительства. Ранее в интервью РБК он обвинил металлургов в том, что они «нахлобучили» государство на 100 млрд руб., получив сверхдоходы за счет удачной конъюнктуры на внешнем рынке.
Донастройка налогового режима для металлургов, которая обсуждалась на бюджетной комиссии 1 июля, должна принести в федеральный бюджет еще 100 млрд руб., говорили ранее источники «Ведомостей». Концептуально повышение НДПИ планировалось провести в комплексе с введением ряда преференций. В частности, с включением механизмов, аналогичных предусмотренным в налоговом маневре в сфере нефтедобычи, – с параллельным введением системы стимулирующих вычетов «наподобие обратного акциза», сообщали источники «Ведомостей».
На брифинге в правительстве 1 июля министр экономического развития Максим Решетников подтвердил готовящиеся изменения налоговой системы для металлургов в 2022 г. По его словам, надо донастроить законодательство под колебания цен по аналогу проведенного в нефтяной отрасли маневра. «Мы ведь отладили систему и по газу, и по нефти. Уже не возникает вопрос: «Ах, нефть $75 за баррель, давайте пойдем что-то править в экспортных пошлинах или НДПИ», – говорил министр. Аналогичную информацию – о планах привязать НДПИ к рыночной стоимости металлов – публиковал Bloomberg.
Вторая мера – увеличение доходов федерального бюджета от использования и продажи госимущества. Это не означает, что правительство планирует «приватизировать РЖД», сообщил «Ведомостям» близкий к кабинету министров источник. Речь прежде всего про ускорение программы так называемой малой приватизации (продажи пакетов в сравнительно небольших госкомпаниях), реализации земельных участков, а также повышения дивидендных выплат, пояснил он.
Третья мера – присоединение к наднациональным механизмам налогообложения транснациональных корпораций ОЭСР Pillar I и Pillar II. Механизм Pillar I предусматривает установление минимальной ставки налога на доходы цифровых гигантов – недавно страны ОЭСР договорились, что это будет налог на прибыль со ставкой от 15%. Pillar II также глобальный минимальный налог, направленный на борьбу с размыванием налогооблагаемой базы транснациональных корпораций в целом.
В частности, речь про минимизацию возможностей для бизнеса занижать платежи в бюджет с помощью сложного структурирования своей группы в низконалоговых юрисдикциях. Поскольку параметры налоговых инициатив в рамках Pillar I и II еще до конца ОЭСР не проработаны, сложно оценить их эффект, в том числе и применительно к России, отметила партнер КПМГ в России и СНГ Анна Воронкова. Ранее Минфин также затруднялся привести точную сумму доходов, которые может обеспечить цифровой налог, – заместитель министра Алексей Сазанов сообщал, что это «миллиарды рублей». В любом случае новое законодательство вряд ли вступит в силу ранее 2023 г., отметила Воронкова.
Кроме этих трех мер повышение поступлений в федеральный бюджет должно обеспечить улучшение администрирования штрафов за нарушение правил дорожного движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, а также «иные меры с учетом состоявшегося обсуждения».
Власти занимаются мобилизацией доходов второй год подряд – в 2020 г. Минфин употребил тот же термин для презентации программы увеличения поступлений в бюджет. Тогда, впрочем, план был более масштабным – мобилизация должна была сгенерировать дополнительно 1,8 трлн руб. в 2021–2023 гг. Программа включала модификацию параметров режима налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов, пересмотр параметров ряда льгот в нефтегазовом секторе, пересмотр правил по выводу капитала за рубеж, фактически повышение ставок с 5–10 до 15%, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, а также обложение налогом доходов с крупных депозитов, индексацию ставки акциза на табачную продукцию выше уровня инфляции в 2021 г., повышение ставок платы за пользование природными ресурсами. Все эти меры в целом были одобрены и приняты Госдумой.
Нет в плане
План повышения поступлений на 400 млрд руб., презентованный на встрече Минфином, включал и ряд других мер. В частности, корректировку и расширение режима НДД для нефтяной отрасли (90 млрд), донастройку налогообложения состоятельных граждан (менее 100 млрд), совершенствование системы уплаты акцизов (100 млрд). Все эти предложения в список поручений по итогам бюджетной комиссии не вошли.
Кабинет министров пока отказался от планов увеличить налоги на физлиц с высокими доходами. В ответ на запрос «Ведомостей» представитель правительства сообщил, что такая работа не ведется, хотя факт обсуждения этой меры на бюджетной комиссии собеседник отрицать не стал. Аналогичную позицию затем публично представило и Министерство финансов. Источник, знакомый с ситуацией, уточнил, что от планов повысить налоги на физлиц пока решено отказаться, поскольку такая мера «экстремально непопулярна».
В прошлом году ситуация сложилась таким образом, что корректировка режима налогообложения нефтяной отрасли была в целом оправданна, полагает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Наложились два фактора – пандемия COVID-19 и сделка ОПЕК+: т. е. добыча была не только ограничена, но и снижена, поэтому инвестиции в отрасли не требовались. Это создало предпосылки для увеличения нагрузки, уточнил эксперт. Сейчас ситуация развернулась – в соответствии с последними решениями ОПЕК+ добычу нефти надо восстанавливать, Россия согласно графику должна увеличить ее уровень в следующем году более чем на 20 млн т в год. Это должно стать самым резким приростом для России за последнее десятилетие – сделать такой скачок без инвестиций будет сложно, резюмировал экономист. Проводить налоговые изъятия на старте инвестцикла не самое эффективное решение, резюмировал Ежов. Компании должны вкладывать значительные средства в запуск новых проектов и поддержание добычи на старых месторождениях, согласился ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Если постоянно увеличивать налоговую нагрузку, мы можем увидеть снижение объемов добычи, сказал он.
Так или иначе практика увеличения налоговой нагрузки на отрасли исходя из бюджетных потребностей не должна становиться регулярной, добавил Ежов. Инвестиции производятся под определенные налоговые условия, а если государство в любой момент может увеличить нагрузку, то рассчитывать их эффективность становится фактически невозможно, пояснил он. «В следующем году жизнь не кончается, нужно сохранять инвестиционную привлекательность как нефтянки, так и других сырьевых отраслей», – резюмировал Ежов. Финансовый блок правительства в целом продвигает идею, что нужно максимально обложить все отрасли налогами, отметил Юшков. По его мнению, важно найти такую точку экстремума, чтобы отрасли, с одной стороны, не стали убыточными и неэффективными, а с другой – платили настолько высокие суммы налогов, насколько это возможно, резюмировал эксперт.
Представитель правительства запрос «Ведомостей» о предложениях по мобилизации доходов переадресовал в Минфин. В пресс-службе министерства на вопросы не ответили. «Ведомости» также направили запросы в другие ведомства, которым поручено подготовить свои предложения: Минэк, ФНС, ФТС, МВД, Минтранс, Минэнерго.