России улучшили оценку деловых рисков

Вероятность неплатежей и банкротств снизилась из-за роста цен на сырьевые товары
Россия стала одной из 11 стран и единственным европейским государством, рейтинг которого был улучшен
Россия стала одной из 11 стран и единственным европейским государством, рейтинг которого был улучшен / Михаил Воскресенский / РИА Новости

Страновой рейтинг России, который отражает вероятность неплатежей и банкротств в корпоративном секторе, повышен с оценки C (высокий риск) до B (значительный риск), следует из доклада международной компании Coface (специализируется на страховании внешней торговли) «Барометр страновых и отраслевых рисков». Основные причины пересмотра в сторону повышения – более динамичное, чем ожидалось, восстановление экономики, а также рост цен на сырьевые товары на международных рынках, говорится в обзоре.

Россия стала одной из 11 стран и единственным европейским государством, рейтинг которого был улучшен. Более высокие оценки были присвоены также США, Саудовской Аравии, Республике Конго, Мексике, Гвинее, Эквадору, Канаде, Ботсване, Азербайджану и Австралии. Пересмотр по всем странам, кроме Соединенных Штатов, также связан с улучшением конъюнктуры на сырьевых рынках. Аналогичными России оценками (B, значительный риск) обладают такие страны, как Сербия, Хорватия, Греция, Казахстан. В общей сложности проанализированы деловые риски в 160 странах, причем оценки не были ухудшены ни в одной стране, несмотря на ускоряющуюся инфляцию и возможные локдауны в некоторых крупных экономиках.

В отраслевом разрезе рейтинги повышены для металлургического сектора – с высокого до среднего уровня риска. Пересмотр связан с разгоном цен на металлы на мировых рынках, поясняется в докладе. Хотя власти приняли решение ввести дополнительные пошлины на экспорт черных и цветных металлов, чтобы остановить неконтролируемый рост цен, отрасль успела заработать сверхприбыли, уточнил гендиректор «Coface Россия» Василий Чекулаев.

Отраслевые рейтинги присваиваются 13 системообразующим секторам экономики. Низкий уровень риска в России присвоен лишь фармацевтической промышленности – оценка была повышена в предыдущем докладе, опубликованном в апреле. Отрасль выиграла от резкого роста спроса на медикаменты со стороны государства и населения на фоне пандемии, пояснялось в обзоре Coface. Средний риск зафиксирован кроме металлургии в сегменте АПК, нефтехимии, секторе информационных и телекоммуникационных технологий и целлюлозно-бумажной промышленности. Высокий уровень – в автопроме, строительстве, энергетике, розничной торговле, легкой промышленности и транспортной отрасли.

Может стать хуже

Повышение стоимости сырья расширяет возможности государства поддерживать компании, согласилась главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Но не стоит забывать, что оценка рисков разорения и неуплат зависит не только от ценовой конъюнктуры. Вряд ли ускорение цен поможет, если компания или отдельная отрасль перекредитована, подчеркнула она. В России крайне высок уровень импортируемой инфляции, что дополнительно повышает риски банкротств, поэтому их число вряд ли сократится в ближайшие годы, добавил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Кроме этого банкротства имеют свойство затягиваться – многие фактически несостоятельные компании будут официально признаны таковыми лишь спустя несколько лет.

Рост стоимости цен на сырьевые товары, возвращение нефти и газа к докризисным значениям действительно способствуют улучшению общестранового рейтинга бизнеса, согласился президент «Опоры России» Александр Калинин. Но, по его словам, уже сейчас необходимо рассматривать преференции для машиностроения, строительства, перерабатывающих отраслей, столкнувшихся со сложностями в том числе из-за роста цен на металлы, – им нужна поддержка. «Мы только выходим из кризиса, последствия будут ощущаться еще долго», – опасается он.

Как считают риски неплатежей

Оценка странового риска выставляется по восьмибалльной шкале и отражает зависимость платежеспособности предприятий от макроэкономических перспектив, общественно-политической обстановки, эффективности регулирования и т. д. Высшая оценка – А1 (очень низкий риск) – означает, что деловой климат и конъюнктура для бизнеса в этой стране крайне благоприятны для бизнеса. Оценка С (высокий риск) предполагает, что компании с высокой долей вероятности могут столкнуться с финансовыми проблемами – например, из-за неэффективности регулирующих органов, затрудненного доступа к заемному финансированию, напряженной общественно-политической обстановки. Оценки не всегда означают, что финансовые показатели компаний в той или иной стране находятся на высоком уровне. Рейтинги скорее иллюстрируют предсказуемость деловой среды – чем более неожиданными могут быть ее изменения, тем выше уровень риска. Отраслевые риски (которые учитываются и при оценке странового) также отражают вероятность неплатежей и банкротств – они рассчитываются на основании данных о финансовой дисциплине компаний из того или иного сектора, чистой прибыли, уровне долговой нагрузки и макроэкономических тенденциях.

Число корпоративных банкротств в России в 2020 г. снизилось на рекордные 19,9%, сообщал ранее Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (Федресурс). Суды за прошлый год признали несостоятельными почти 10 000 компаний. Такая динамика была связана в первую очередь с мораторием на признание компаний банкротами, действовавшим с апреля 2020-го по январь 2021 г. В начале года Минэк ожидал увеличения числа банкротств в 2021 г. в связи с его снятием. В первом полугодии 2021 г. было зафиксировано 4918 банкротств, по данным Федресурса, что действительно превысило прошлогодний показатель на 9,2%. Но количество было на 19% меньше показателя допандемийного 2019-го.

По данным ЦБ, объем просроченной задолженности по корпоративным кредитам на 1 июня составил 3,1 трлн руб. – с начала года показатель практически не изменился. Доля просрочки в совокупном корпоративном кредитном портфеле также осталась на уровне января – 6,5%.

Минэкономразвития на прошлой неделе обновило макроэкономический прогноз, в котором повысило темпы роста ВВП с 2,9 до 3,8%. Оценка прибыли корпоративного сектора была повышена с 21 трлн почти до 22 трлн руб.-