Небольшие господряды оказались на грани срыва

Малый бизнес не хочет работать в убыток из-за роста цен на стройматериалы
Крупные госзаказы, исполнение которых занимает несколько лет, должны изначально учитывать инфляционные риски в цене контракта
Крупные госзаказы, исполнение которых занимает несколько лет, должны изначально учитывать инфляционные риски в цене контракта / Александр Кряжев / РИА Новости

Стремительное повышение стоимости основных видов стройматериалов привело к тому, что значительная часть госконтрактов стала для представителей малого и среднего предпринимательства убыточной. Об этом говорится в письме президента делового объединения «Опора России» Александра Калинина, адресованном руководителю ФАС Максиму Шаскольскому.

Аналогичные обращения направлены первому вице-премьеру Марату Хуснуллину (курирует строительную отрасль) и министру строительства и ЖКХ Иреку Файзуллину. «Ведомости» ознакомились с содержанием писем. Особенно остро ситуация сложилась в сфере строительства и ЖКХ, например капремонта или поставок лифтового оборудования, уточняется в обращении.

По действующему законодательству условия государственных и муниципальных контрактов не могут быть пересмотрены, если их стоимость не превышает 100 млн руб., даже при возникновении непредвиденных обстоятельств. Продолжение такого рода подрядов для предпринимателей равносильно банкротству, пишет Калинин.

«Опора России» предлагает несколько мер по выходу из сложившейся ситуации. Во-первых, добавить правовую возможность корректировки цен договоров в связи с ростом цен на строительные материалы и металлы. Во-вторых, снизить минимальную цену госконтракта, при которой допускается его изменение, со 100 до 10 млн руб. В-третьих, ввести ограничения на внесение в реестр недобросовестных поставщиков (в него вносятся сорвавшие подряд предприниматели) компаний, по объективным причинам не выполнивших условия договора. Одна из альтернатив правовой реформы контрактного законодательства – субсидировать компаниям рост стоимости стройматериалов.

Если меры не будут приняты в оперативные сроки, значительная часть госконтрактов встанет, прежде всего в сфере капремонта, заявил «Ведомостям» Калинин. Многие предприниматели уже сейчас снимаются с конкурсов – калькуляция и коэффициенты утверждаются Минстроем, нужно срочно пересматривать цены в контрактах, уверен он. По его словам, по этой теме уже прошел ряд совещаний с представителями правительства, но есть опасения, что малому бизнесу будет проблематично пролоббировать свои интересы.

Представитель ФАС заявил «Ведомостям», что предложения «Опоры России» находятся на рассмотрении, решение будет принято правительством с учетом мнений заинтересованных органов власти. Собеседник добавил, что 7 июля ФАС поручила своим территориальным управлениям проверить обоснованность повышения цен в первом полугодии 2021 г. на продукцию крупных строительных компаний и производителей основных строительных материалов (бетона, кирпича, изделий из древесины и т. д.).

Представитель Хуснуллина сообщил, что в аппарате вице-премьера знают о проблеме и ее актуальности для бизнеса. Давать оценку предложениям «Опоры России» преждевременно, но они обязательно будут рассмотрены, заверил собеседник «Ведомостей».

Некрупные строительные компании, особенно с небольшим опытом строительства, действительно могут столкнуться с риском банкротства, согласился директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet Роман Родионцев. Как минимум в связи с необходимостью согласований и поиском оптимальных по цене и качеству материалов возможны задержки сроков строительства. Более того, участие в госзакупках жестко регламентировано, скорректировать бюджет практически невозможно. 10 июня Минфин, Минстрой и ФАС договорились о возможности изменения цены госконтракта не более чем на 30%, добавил Родионцев. Впрочем, небольшие заказы стоимостью менее 100 млн руб. под послабление не подпали, констатировал эксперт.

Доля стройматериалов в общем росте себестоимости строительства составляет порядка 50%, подтвердил тенденцию акционер и управляющий партнер ГК «Основа» Олег Колченко. При этом, например, доля затрат на металл в себестоимости составляет в среднем 10–12%, а арматура показала наибольший рост из всех материалов, используемых в строительстве: только за последние восемь месяцев ее цена выросла ровно в 2 раза.

Крупные госзаказы, исполнение которых занимает несколько лет, должны изначально учитывать инфляционные риски в цене контракта, отметила председатель совета директоров компании «Бест-новострой» Ирина Доброхотова. Небольшие компании на подобных тендерах могут конкурировать с гигантами зачастую только за счет цены, добавила она. Если предприниматель начинает работать себе в убыток, теоретически он может обосновать пересмотр контракта, но в законе есть ряд ограничений. Арбитражная практика это подтверждает, но изменение условий крайне сложно обосновать, резюмировала она.