Американские налоговики заинтересовались криптовалютой
Похожая инициатива в России зависла после первого чтения в ГосдумеСлужба внутренних доходов США (IRS) хочет получить от конгресса больше полномочий для отслеживания операций на рынке криптовалют, заявил 8 июня комиссар службы Чарльз Реттиг на слушаниях в сенате. Как передает Bloomberg, речь шла об обязательной отчетности как для владельцев «крипты», так и для игроков рынка, например бирж или криптокошельков. Реттиг попросил установить для IRS законодательно закрепленные рамки по сбору соответствующей информации. По предложению IRS от американских налогоплательщиков с 2023 г. могут потребовать предоставления данных о любых операциях с криптовалютой на сумму более $10 000.
Капитализация рынка криптовалют превышает $2 трлн «и по своему замыслу большинство криптовалют спроектированы так, чтобы оставаться невидимыми», посетовал Реттиг. В попытке увидеть хоть какую-то информацию IRS с 2020 г. уже добавила галочку в декларацию, указывающую на проведение в отчетном периоде операций с криптовалютой. Также служба выпустила разъяснения, как рассчитывать налог с «крипты». В декабре 2020 г. агентство по борьбе с финансовыми преступлениями США (FinCEN) предложило обязать банки и финансовые компании запрашивать информацию о криптовалютном кошельке (имя, адрес пользователя) для операций на сумму более $3000, а для операций свыше $10 000 – предоставлять эти данные в FinCEN.
Интерес американских властей к операциям с криптовалютой понятен. По словам того же Реттига, если в 2010-х IRS недосчитывалась около $400 млрд налоговых поступлений в год (разница между оценкой и реальными сборами. – «Ведомости»), то сегодня эта сумма может достигать $1 трлн. В том числе из-за не облагаемых налогом доходов от операций с криптовалютами.
По исследованию, представленному 7 июня фирмой Chainalysis, в 2020 г. американские трейдеры только на операциях с биткойном заработали $4,1 млрд (лидеры рейтинга). На 2-м месте с большим отрывом идут их коллеги из Китая, которым удалось заработать $1,1 млрд. Российские трейдеры занимают 5-е место с доходом в $600 млн.
Эти запросы и обсуждения очень похожи на подготовку нового FATCA, только теперь для криптовалют, замечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Закон FATCA, принятый в США в 2010 г., обязал банки по всему миру под угрозой штрафов и даже уголовного преследования ежегодно отчитываться в IRS о счетах американских граждан. Новые полномочия по контролю криптовалют неминуемо распространятся на иностранные лица и компании, ожидает Захаров: «Регулятор США желает, по сути, национализировать ранее анонимную криптовалюту, лишить ее свободы обращения и децентрализации, подставив пользователей под ответственность по американским законам». «Пока в это мало верят молодые криптопредприниматели, но это новая реальность», – констатирует он.
В России в конце прошлого года Минфин подготовил проект закона по контролю и налогообложению цифровой валюты, а правительство внесло его в Госдуму. По нему граждане также будут обязаны информировать налоговиков обо всех сделках с криптовалютой и остатках ее на цифровых кошельках, если сумма операций превышает 600 000 руб. в год (около $8300 по текущему курсу). Планируется, что за непредоставление такой информации владельцам криптовалюты грозят штрафы, а за сокрытие ее оборота в особо крупном размере даже лишение свободы, замечает партнер юрфирмы Buzko Krasnov Роман Бузько. Он добавляет, что с начала 2021 г. вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах», запрещающий принимать криптовалюту в оплату за товары и услуги.
Сейчас у Федеральной налоговой службы нет информации о наличии криптокошельков у граждан и компаний, а также об операциях по ним, говорилось в пояснительной записке к проекту, а именно криптовалюта часто используется в целях уклонения от уплаты налогов и финансирования противоправной деятельности. Поэтому правительство предложило ввести в Налоговый кодекс (НК) обязанность информировать налоговиков о владении криптовалютой, если сумма любых сделок по ним за год превышает 600 000 руб. Такие операции предложено облагать налогом на доходы физических лиц или налогом на прибыль.
В феврале проект был принят Госдумой в первом чтении. Прием поправок ко второму чтению должен был закончиться 18 марта, но, как выяснили «Ведомости», пока проект увяз в согласованиях.
Рассмотрение инициативы перенесли на осеннюю сессию, сказал «Ведомостям» председатель комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков (его комитет – соисполнитель по этим поправкам). Основная критика проекта, как отметил Аксаков, звучала со стороны комитета по законодательству и госстроительству Павла Крашенинникова. В заключении его комитета указано, что в НК нельзя признавать криптовалюту имуществом в целях налогообложения, как предлагает правительство, не изменяя другие законы. Иначе поправки вступают «в противоречие с гражданским законодательством», отмечалось в заключении комитета. К примеру, по Гражданскому кодексу (ГК) гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но криптовалюта в том значении, которое зафиксировано в законе о цифровых финансовых активах, в этом качестве не признается. «Крашенинников рекомендовал сначала отразить в ГК определение цифровой валюты и уже после этого двигаться в сторону ее налогообложения», – пояснил Аксаков, по мнению которого проект можно принять во втором чтении и в нынешнем виде. Крашенинников и председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров не ответили на запрос «Ведомостей».
Только на территории московского «Сити» оборот операций с криптовалютой ежедневно составляет $30–50 млн, по всей стране – не менее $150 млн, рассказывает инвестор проекта венчурный и криптоинвестор, управляющий партнер фонда HVZZ.com Вячеслав Семенчук. По его словам, основной объем криптовалютных транзакций приходится на денежные переводы – в первую очередь в Китай: «Также деньги активно переводят, к примеру, в США и Индию». Значимые объемы приходятся и на инвестиционные операции с криптовалютой, добавляет Семенчук. По его словам, заставить российских владельцев криптовалюты и биржи делиться информацией о ее обороте вполне реально – этому, в частности, способствует закон «О цифровых финансовых активах», предписывая вести реестры этих активов и их держателей. «На многих биржах Россия входит в первую тройку по оборотам, и их владельцы говорят, что готовы соблюдать законодательство, чтобы не попасть под блокировку», – утверждает Семенчук.
Минфин, Росфинмониторинг, ФНС и ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей».