Минфин поддержит дедолларизацию экономическими стимулами
Таковым может стать повышение востребованности рубля при экономическом росте«Наша, может быть, первая цель» – сделать Россию евроизированной страной, чтобы доллар был замещен евро, рассказал вчера в Госдуме Дмитрий Тимофеев, директор департамента контроля за внешними ограничениями Минфина. По его словам, для этого есть все основания, но нужны стимулы. Рассуждая о стимулах, Тимофеев предположил, что они могут быть положительными, отрицательными и, возможно, некие директивные методы для госкомпаний. Цитаты Тимофеева передали агентства ТАСС, «РИА Новости», «Прайм».
Спустя пару часов эти цитаты были аннулированы – как сообщил ТАСС, в связи с отзывом цитаты спикером. И Минфин опубликовал свою позицию по этому вопросу: «Связанные с санкциями затруднения в расчетах и так приводят к постепенному переходу на другие валюты – это подтверждается статистикой за последние пять лет. Минфином России такой переход поддерживается, в том числе создаются соответствующие регуляторные стимулы». «Естественно, никаких запретов такие стимулы не могут включать – только экономические методы», – подчеркнули в министерстве.
Министр финансов Антон Силуанов в ходе Петербургского международного экономического форума сообщил, что с 20 мая этого года доля доллара в структуре фонда национального благосостояния (ФНБ) сокращена с 35 до 0%. Его заменят китайский юань, евро и золото. Таким образом, Минфин намерен обеспечить сохранность средств ФНБ «в контексте макроэкономических и геополитических тенденций последних лет», а также решений, направленных на дедолларизацию экономики России.
95%
расчетов происходит в долларах. И цена на нефть исчисляется именно в них
С 2008 г. доли доллара США и евро в структуре активов ФНБ составляли по 45%, а доля британского фунта стерлингов равнялась 10%. В конце февраля текущего года доли доллара и евро были сокращены до 35% в каждом случае. Высвободившиеся 20% были распределены между китайским юанем с долей 15% и японской иеной с долей 5%. В соответствии с нынешней корректировкой доля доллара в активах ФНБ сокращается с 35 до 0%, а британского фунта – с 10 до 5%. Высвободившиеся 40% распределены между золотом с долей 20%, китайским юанем (повышение с 15 до 30%) и евро (повышение с 35 до 40%).
«Согласно последним данным Минфина о движении средств и валютной структуре ликвидных активов ФНБ, в апреле их объем составил $116 млрд, а фактическая структура была близка к нормативной, – подсчитали аналитики «ВТБ капитала». – Наши расчеты показывают, что анонсированное изменение структуры активов потребует сокращения долларовой части примерно на $40 млрд при увеличении долей золота, юаня и евро на $23 млрд, $18 млрд и $5 млрд соответственно».
В валютной структуре расчетов России последние пять лет доля доллара сокращается как в экспорте (примерно с 73 до 55%), так и в импорте (с 41 до 35%), рассказывает директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов Михаил Ершов. «Растет доля евро и других валют, но доля рубля растет крайне медленно. Рубль играет более значительную роль в торговле со странами ЕАЭС», – замечает Ершов.
Вопрос о дедолларизации обсуждался в экспертном сообществе последние несколько лет. Главное препятствие – большое количество контрактов, которые исполняются в долларе. Ничего сложного в переходе с доллара на евро или на другую валюту нет, говорит сотрудник одной из нефтяных компаний: «Еще несколько лет назад компании проводили такие расчеты, это возможно, мы готовы. Просто это будет происходить через кросс-курс». По словам собеседника «Ведомостей», со странами ближнего зарубежья уже сейчас есть расчеты в рублях и национальных валютах, но они составляют небольшую часть в отличие от доллара. Так что более 95% расчетов происходит в долларах, цена на нефть исчисляется именно в них.
В «Газпроме», «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойле», «Татнефти», «Сургутнефтегазе», «Русснефти» и «Новатэке» на запросы «Ведомостей» не ответили. Сотрудники еще трех корпораций считают, что инициатива преимущественно будет касаться госкомпаний, а не частных экспортеров.
В «Сибуре» «Ведомостям» сообщили, что пока не видят каких-либо регуляторных стимулов или ограничений со стороны государства относительно валюты кредита. Номинальная валюта экспортных продаж компании зависит от географии поставок и коммерческих договоренностей с контрагентами, отметили в «Сибуре». Компания получает выручку в долларах, евро и других валютах, то же самое относится к валюте импортных закупок. «Как правило, поставки оборудования от европейских подрядчиков номинированы в евро», — пояснил представитель компании. В компании подчеркнули, что не испытывают трудностей с валютной ликвидностью.
У Минфина и ЦБ достаточно инструментов дедолларизации кроме смены валюты для торговли энергоносителями. Например, шаг ЦБ в сторону повышения нормы резервирования по валюте в сравнении с рублями – это одна из таких мер. «Также возможно более активное применение нормативов для различных показателей баланса, которые сделали бы менее выгодным применение долларов в операциях», – приводит пример Ершов.
По словам эксперта, технические меры должны дополнять общую политику повышения экономического роста в целом и, как следствие, востребованности рубля. «Здесь важны и рефинансирование, и целевое использование госбумаг в монетизации, в том числе участие ЦБ в их покупках», – перечисляет Ершов.