Углеродный налог ЕС обойдется российским экспортерам в $2,2 млрд ежегодно
Такие издержки могут привести к уходу ряда производителей РФ с европейского рынкаИнститут проблем естественных монополий (ИПЕМ) 27 мая представит в Москве аналитический доклад «Трансграничное углеродное регулирование в ЕС: как не допустить дискриминации российских экспортеров». «Ведомости» ознакомились с докладом заранее.
Евросоюз реализует стратегию по декарбонизации своей экономики и промышленности, в ее основе лежит система торговли квотами на выбросы. В рамках стратегии с 2019 г. ведется разработка механизма, который предполагает взимание платы за углеродный след импортируемой в Евросоюз продукции. Сам законопроект о трансграничном углеродном налоге для импортеров еще находится в стадии разработки – способ определения углеродного следа продукции и охват отраслей пока неизвестны. Законодательное предложение Еврокомиссии, определяющее основные параметры инструмента, ожидается 14 июля 2021 г. Ввести налог ЕС планирует в 2025 г.
Новый механизм имеет высокий риск дискриминации стран – контрагентов ЕС и формирования у экспортеров дополнительных необоснованных издержек, говорится в докладе. Дополнительные прямые и косвенные затраты российских экспортеров в ряде ключевых отраслей промышленности в условиях действия углеродной пошлины могут суммарно составить до 160 млрд руб. в год, или $2,2 млрд при текущем курсе. Эта оценка проводилась исходя из размера сбора за выброс углерода для европейских производителей в 2019 г. – тогда он составлял $27,81 за 1 т CO2. Но на конец марта 2021 г. эта ставка превышала $50 за 1 т CO2, поэтому объем издержек может быть еще более ощутим для предприятий и экономики России, подчеркивает ИПЕМ.
По итогам 2019 г. (2020-й авторы доклада в расчет не принимали. – «Ведомости») Россия лидирует как по объему экспорта углеродоемких товаров в ЕС в деньгах, так и по доле этой продукции в совокупном объеме отечественного экспорта. Так, в 2019 г. экспорт такой продукции из России в ЕС составил $57 млрд, из Китая – $41 млрд, из США – $32 млрд. Доля этих товаров в российском экспорте в ЕС составляет порядка 13%. Для сравнения, для Украины и Турции, которые также зависимы от поставок такой продукции в ЕС, эта доля равна 8–10%.
По оценке ИПЕМ, существует три возможных сценария обложения углеродной пошлиной российского экспорта в ЕС. При оптимистичном сценарии формирования новой системы регулирования выбросов она может быть введена только на продукцию нижних переделов – сырую нефть, необработанные металлы, удобрения, пиломатериалы. Во втором случае – на вышеупомянутый сектор и на электроэнергию. При самом пессимистичном сценарии туда может попасть и продукция средних (химикаты, бумага) и верхних переделов (товары машиностроения).
В ИПЕМ считают, что российской стороне при переговорах с ЕС необходимо апеллировать к необходимости неукоснительного соблюдения правил Всемирной торговой организации (ВТО) и иных международных соглашений, при этом защищать наименее дискриминационный сценарий формирования новой системы регулирования выбросов, который предполагает ограничение его отраслевого охвата небольшим перечнем товаров, учетом только прямых выбросов, а также различных климатических политик и проектов в странах-экспортерах.
«Можно говорить определенно, что механизм существенно повлияет на российскую экономику, ухудшит экспортные и инвестиционные возможности отечественных предприятий», – считает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян.
Слишком высокие издержки от введенных пошлин могут привести к повышению экспортных цен на товары и, как следствие, потере конкурентоспособности отечественных предприятий на европейском рынке. При этом ряд производителей может и вовсе свернуть поставки в ЕС, говорится в исследовании ИПЕМ.
Как сообщил «Ведомостям» управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, риски для российских экспортеров от введения трансграничного углеродного регулирования действительно достаточно высоки и прогноз ИПЕМ далеко не самый пессимистичный – существуют оценки до $5 млрд издержек в год.
«Есть риски дальнейшего роста цен на углеродные выбросы в ЕС, поэтому надо вести переговоры с Евросоюзом о правилах углеродного налогообложения основных российских экспортных позиций и возможностях учета поглощающей способности российских лесов, которая, по оценкам большого количества экспертов, сильно занижена», – считает эксперт.