Поправки в закон «О рекламе» угрожают действующим контрактам

Они фиксируют форму договора на установку конструкций
Поправки защитят права собственников многоквартирных домов от незаконной установки рекламы
Поправки защитят права собственников многоквартирных домов от незаконной установки рекламы / Евгений Егоров / Ведомости

Законопроект «Об изменениях в статью 19 закона «О рекламе» (№ 1124570-7) принят в первом чтении, следует из системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы. Документ расширяет перечень оснований для отказа или аннулирования разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В перечень таких оснований предлагается включить пункт об отсутствии договора на установку и эксплуатацию с собственником недвижимого имущества. Сейчас такой договор необходим лишь при получении разрешений для рекламоносителей, которые ставят на государственном и муниципальном имуществе. Авторы законопроекта планируют сделать требование обязательным для договоров с частными собственниками.

Поправки понадобились, чтобы защитить права собственников многоквартирных домов от незаконной установки рекламы, объяснил «Ведомостям» автор поправок, директор департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Леонид Золотов.

Если закон вступит в силу в том виде, в котором прошел первое чтение, под его действие попадут не только установки на многоквартирных домах, но и конструкции на частных территориях. В том числе пересмотр может коснуться 10-летнего контракта на размещение 3000 рекламоносителей, заключенного РЖД с компанией «Олимп», принадлежащей крупнейшему в России оператору наружной рекламы – группе Russ Outdoor. «Олимп» стал победителем торгов осенью 2020 г., получив право размещать рекламу на всей инфраструктуре РЖД: рекламоносителях в полосах отвода железнодорожного полотна, в поездах дальнего следования и электричках, на вокзалах и привокзальных территориях, а также на Московском центральном кольце.

Формально контракт РЖД и «Олимпа» не отвечает требованиям, которые законопроект устанавливает для договоров, которые могут быть основанием для получения разрешений на установку и эксплуатацию конструкций на частных территориях. Потому что этот контракт является рамочным договором, а не договором, предусматривающим установку рекламных конструкций в конкретных местах. Это следует из письма главы ФАС Максима Шаскольского председателю правления РЖД Олегу Белозерову от 24 марта этого года (есть в распоряжении «Ведомостей»). К такому выводу антимонопольное ведомство пришло, проанализировав положения генерального договора ЗАО «Олимп» с ОАО «РЖД», говорится в письме Шаскольского. Разбирательство по рекламным торгам монополии ФАС начала в декабре 2020 г. после обращения от ООО «Спецавтотранс», ООО «Траектория», ООО «Алтексстройинвест» и ООО «Главпоставка», которые просили возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства и подать иск о признании недействительным конкурса и заключенного по его итогам договора с «Олимпом».

«Нормы принятого в первом чтении законопроекта создают возможность аннулировать разрешения на отдельно стоящие рекламные конструкции, установленные в полосах отвода железных дорог, – считает член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе ФАС юрист Дмитрий Крючков. – Общий договор об использовании имущественных комплексов, заключенный монополией, не является договором на установку и эксплуатацию конструкций и не может быть основанием для получения разрешений».

Рекламоносители внутри вокзалов эта ситуация не затронет, а по наружным конструкциям, для которых необходимы разрешения органов местного самоуправления, придется перезаключать договоры через процедуру новых торгов, уверен Крючков.

Поправки существенно расширяют список оснований для отказа в выдаче или аннулировании разрешений, соглашается руководитель группы антимонопольной практики адвокатского бюро Art De Lex Оксана Павлухина: «Они делают основанием для получения любого разрешения на государственном, муниципальном или частном имуществе только форму договора, закрепленную в законе «О рекламе». «Олимп» и РЖД, между которыми заключен договор неустановленного образца, могут привести его в соответствие с требованиями закона, зафиксировав места и адресную программу в приложениях, заключение которых не обязательно проводить через процедуру торгов».

Павлухина отмечает, что новые нормы в состоянии усложнить «Олимпу» работу по договорам с рекламодателями, которые обычно верифицируют согласие собственника недвижимого имущества на размещение рекламы.

Выручка сети рекламоносителей, расположенных на территориях РЖД, достигала в 2019 г. 2 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Ранее по рекламному контракту с РЖД работала компания «Лайса», в 2019 г. вошедшая в группу Russ Outdoor. По данным Admetrix, на начало 2019 г. АО «Лайса» и ООО «Лайса диджитал» (размещало цифровые рекламные конструкции по договору с АО) располагали 100 суперсайтами формата 5 х 15 м и 34 конструкциями 3 х 6 м. Выручка АО «Лайса» составила 1 млрд руб. (2020 г.) против 1,18 млрд (2019 г.), при этом компания показала чистый убыток в 6,6 млн руб. против чистой прибыли в размере 143,6 млн руб. годом ранее. Выручка ООО «Лайса диджитал» составила 99,7 млн руб. (2020 г.) против 849,3 млн (2019 г.), а чистая прибыль – 24,1 млн и 368,1 млн руб. соответственно.

В группе Russ Outdoor отказались комментировать законопроект. На отправленный в РЖД запрос «Ведомости» ответа не получили.