С «Ростеха» снимут ответственность за 5G

Правила освоения субсидий на создание оборудования связи изменят по инициативе Минцифры
Общий объем расходов на инфраструктуру 5G за 10 лет составит около 0,7–1 трлн руб.
Общий объем расходов на инфраструктуру 5G за 10 лет составит около 0,7–1 трлн руб. / VCG via Getty Images

Минцифры предлагает скорректировать правила, принятые в декабре 2020 г., согласно которым государство будет субсидировать разработку и выпуск «Ростехом» оборудования для сетей 5G, следует из подготовленного им проекта постановления правительства (с ним ознакомились «Ведомости»).

Подготовку и отправку документа на согласование в АНО «Цифровая экономика» подтвердили в министерстве. Если новые правила будут утверждены, «Ростех» сможет делегировать освоение субсидий на разработку системного проекта выпуска оборудования для сетей пятого поколения и его серийное производство своим «дочкам», следует из разрабатываемого постановления.

Действующая редакция правил составлена таким образом, что осваивать субсидии может только головной офис «Ростеха», говорится в пояснительной записке к поправкам.

«Сейчас, по сути, получается, что всеми разработками и производством должна заниматься штаб-квартира корпорации», – объясняет человек, знакомый с ее менеджерами. «Обозначенные процедуры влекут за собой многократное увеличение сроков начала работ, высокие административные издержки, не позволяют коммерциализировать высокотехнологичную телекоммуникационную продукцию по результатам работ, формируют неликвидный научно-технологический задел», – опасаются авторы поправок.

В «Ростехе» заявили, что не готовы комментировать непринятое постановление, в «Цифровой экономике» не ответили на запросы «Ведомостей».

В 2019 г. «Ростех» и «Ростелеком» подписали соглашение с правительством РФ о разработке дорожной карты развития сетей пятого поколения в России. Осенью прошлого года эта дорожная карта была утверждена кабмином и сейчас реализуется. В том числе документ предусматривает субсидии для «Ростеха» на создание российской технологической базы 5G до 2024 г. в объеме чуть менее 21,5 млрд руб. На эти средства планируется не только разработать отечественное оборудование, но и обеспечить его продвижение на зарубежном рынке и утвердить в международном консорциуме связи 3GPP отечественные алгоритмы криптографического шифрования информации, рассказывали ранее в «Ростехе».

Общий бюджет, необходимый для развертывания 5G в России, до конца 2024 г. составляет 208 млрд руб., следует из дорожной карты.

По оценке центра компетенций на базе «Сколтеха», к 2023 г. операторы потратят на закупку российского оборудования 5G 5–10 млрд руб., а общий объем расходов на инфраструктуру 5G за 10 лет составит около 0,7–1 трлн руб.

В пресс-службе Минцифры пояснили, что новая редакция постановления призвана оптимизировать механизм реализации проекта и при этом не снижать ответственность «Ростеха» за результат. Эксперты в этом тезисе усомнились.

«Несложно догадаться, что предоставление определенной свободы «дочкам» «Ростеха», при том что головная структура остается ответственной за результат, предполагает рост рисков непосредственно для нее. Этот момент авторы поправок очень предусмотрительно учли, – отмечает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. – Сейчас в правилах предоставления субсидий говорится, что результат программы выпуска 5G-оборудования считается достигнутым, когда разработан системный проект по его производству и обеспечен серийный выпуск. Но в новом варианте правил говорится о «разработке» системного проекта и «обеспечении» выпуска телекомоборудования». Юрист полагает, что эти изменения означают, что результатом может признаваться не только завершенный, но и длящийся процесс: не только непосредственно запущенная в серию аппаратура, но и проект по запуску ее в серию. «Грубо говоря, эта оговорка очень существенно снижает градус ответственности «Ростеха», в случае если что-то пойдет не так и в сроки он не уложится», – резюмирует Иккерт.

«Действительно, создается ощущение, что конечным результатом выделения субсидии может признаваться всего лишь разработка проекта выпуска телекомоборудования, – согласен управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. – Между проектом серийного выпуска и непосредственно серийным выпуском есть очевидная разница».

Очевидно, что инициатором постановления является «Ростех», у него есть естественное желание подстраховаться на случай проблем и срывов сроков выпуска 5G-оборудования, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Очень велика вероятность того, что к 2024 г. выпуск базовых станций пятого поколения и другого оборудования просто не начнется. Для создания качественной конкурентоспособной техники в этом сегменте требуются десятки лет разработок и производства». Сейчас в России отсутствует компонентная база, часть необходимых наработок в области программного обеспечения и откуда все это возьмется за три года – непонятно, отмечает Кусков: «Даже получая внушительные субсидии, «Ростех» вряд ли полноценно справится с задачей импортозамещения в столь сжатый срок».