Минэкономразвития обсуждает снижение налогов по зеленым облигациям

Это компенсирует дисконт к доходности по обычным долговым бумагам
«Зелёные» облигации должны помочь бизнесу привлекать средства для развития. Но в эту категорию будут попадать проекты, фактически такими не являющиеся
«Зелёные» облигации должны помочь бизнесу привлекать средства для развития. Но в эту категорию будут попадать проекты, фактически такими не являющиеся / Андрей Гордеев / Ведомости

В правительство внесен документ, который включает таксономию (классификацию и соотнесение с зелеными механизмами финансирования) зеленых облигаций. Об этом сообщил замминистра экономического развития Илья Торосов.

Документ, по его словам, подготовлен рабочей группой, которая включает федеральные органы исполнительной власти, банки и потенциально заинтересованные компании. «Тут представлены «Газпром», «Роснефть» и т. д. Мы вместе готовили таксономию зеленых облигаций РФ», – сообщил Торосов.

На следующем заседании, которое, как уточнили «Ведомостям» в пресс-службе Минэкономразвития, состоится во второй половине июня, рабочая группа рассмотрит дорожную карту инструментов поддержки зеленого финансирования. Ее основные положения, заметил Торосов, подразумевают поддержку в виде субсидий на верификацию зеленых проектов, чтобы сократить издержки для бизнеса. Но главное – обсуждается возможность сокращения налога на прибыль по купонным облигациям или его обнуления.

С 1 января 2021 г. купоны по всем облигациям без исключения вошли в налоговую базу и облагаются налогом по ставке 13%, для нерезидентов – 30%. Однако, по мнению экспертов, эта мера не вызовет значительного притока инвесторов в зеленые долговые инструменты.

13%

по такой ставке облагаются налогом купоны по всем облигациям без исключения с 1 января 2021 г., а для нерезидентов – 30%

«Льгота по налогу на прибыль по облигациям, безусловно, будет дополнительным фактором привлекательности для зеленых облигаций, однако на текущий момент выбор ликвидных зеленых инструментов для частного инвестора очень ограничен и какого-то существенного притока сложно ожидать, – говорит эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Игорь Галактионов. – А вот первичные размещения зеленых облигаций в перспективе могут проходить на более выгодных для эмитента условиях».

Ждать значительного притока частных инвесторов не стоит также по той причине, что ставки до сих пор еще низкие, замечает управляющий партнер Grid Capital Алексей Соколов. Но в случае хорошей маркетинговой работы у игроков рынка появится интерес к купонным облигациям как к надежному инструменту.

Отметим, что на Мосбирже с конца 2019 г. работает сектор устойчивого развития, в который попадают зеленые и социальные облигации, а также долговые бумаги из сегмента нацпроектов. Из первого уровня листинга там торгуются социальные облигации ПАО «МТС» со ставкой купона 6,5% – это немного ниже уровня пятилетних российских рублевых бондов (6,67%). Из второго и третьего уровней самые доходные – облигации ООО «ТКК» с погашением в 2033 г. и СФО социального развития с погашением в 2027 г. и ставками купонов 7,49 и 16,31% соответственно. Но и риски по этим облигациям значительно выше, чем у ОФЗ. В ближайшее время в этот сектор могут начать включаться и субфедеральные бумаги – введения такого новшества в этом году добилось правительство Москвы («Ведомости» писали об этом 18 марта).

«В перспективе сокращение налога на прибыль по купонным облигациям или его обнуление – это позитивная инициатива, поскольку обычно по ESG-инструментам доходность значительно ниже, – отмечает Соколов. – Соответственно, обнуление налогов компенсирует дисконт к доходности по обычным облигациям. Кроме того, бизнес уже давно проявляет интерес к экологичным проектам, которые являются трендом последних 3–5 лет. В первую очередь предпринимателей привлекает субсидирование на верификацию зеленых проектов».

Управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов считает, что рост числа зеленых проектов скорее будет декларативным. «Тем проектам, которые фактически такими не являются, будут придавать формальные составляющие и характеристики, позволяющие их в эту категорию включить, – замечает он. – Такие действия будут направлены в первую очередь на получение финансирования, поэтому это увеличение количества экологичных проектов на практике едва ли что-то изменит с точки зрения экологии».

Однако, по мнению главного аналитика «Алор брокера» Алексея Антонова, обнуление или сокращение налога вполне может стать привлекательным маркером для роста интереса инвесторов. Но для того чтобы вложения в зеленые проекты имели больше перспектив, необходимы дополнительные стимулы со стороны регулирующих органов и действенные изменения в законодательстве. «Поэтому мероприятия по таксономии можно считать своевременными», – подытожил эксперт.