ОЭСР обеспокоилась российскими льготами по НДС
В условиях развития цифровых платформ они способствуют налоговому неравенствуВ ОЭСР обеспокоены неуплатой НДС участниками бизнес-платформ. Это, по мнению организации, ведет к потерям бюджета, который недополучает налоги. «Это вызвало вопросы о том, достаточно ли существующей системы НДС для эффективного отражения этой новой экономической реальности, для защиты доходов от НДС и минимизации экономических перекосов, – говорится в апрельском отчете ОЭСР «Влияние Sharing и gig-экономики на политику и администрирование НДС/GST». – Также возник вопрос, создает ли этот «новый способ ведения дел» новые возможности для улучшения соблюдения нормативных требований и администрирования».
Особое беспокойство аналитиков ОЭСР вызывают страны, где часть налогоплательщиков освобождена от уплаты НДС. В частности, Россия. «В России физические лица не являются налогоплательщиками НДС, если только они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, – поясняет директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Антон Гребенчук. – Для индивидуальных предпринимателей предусмотрена возможность не платить НДС и ряд иных налогов, например, при применении упрощенной или патентной системы налогообложения».
Такой подход, по мнению ОЭСР, может приводить к перекосам, когда традиционные бизнесы оказываются в менее привилегированном положении по сравнению с участниками цифровых платформ как минимум потому, что вынуждены платить налоги в полном объеме. «Выпадающие налоговые доходы в рамках специальных режимов являются, по сути, бюджетной субсидией для развития малых и средних предприятий, – поясняет ведущий научный сотрудник центра налоговой политики НИФИ Минфина Николай Милоголов. – Учитывая невысокую по сравнению с развитыми странами долю МСП в экономике России (около 21% ВВП), существование льгот на сегодня не приводит к существенным фискальным рискам в том числе в контексте развития цифровых платформ».
Тем не менее проблема корректного налогообложения как участников цифровых платформ, так и их операторов гораздо масштабнее, указывают эксперты. «Рекомендации ОЭСР дают представление о том, что необходимо выделять собственно вознаграждения операторов и стоимость оказанных услуг цифровыми платформами для конечных покупателей, – поясняет доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова Равиль Ахмадеев. – Возьмем, к примеру, рынок аренды, действующий на платформе Airbnb. При выставлении конечному пользователю счета за проживание всегда выделяется отдельной строкой сумма вознаграждения, непосредственно относящаяся к Airbnb. При этом НДС будет удерживаться с суммы этого вознаграждения».
Проблема в том, что оператор цифровой платформы может находиться не в той стране, в которой оказываются соответствующие услуги по аренде жилья (или другого имущества). А это таит в себе угрозу для двойного налогообложения по косвенным налогам. Кроме того, существуют различия в действующем законодательстве в отношении порядка взимания и уплаты НДС в разных странах, а в некоторых вместо НДС применяется налог с продаж. Наконец, цифровая платформа может быть зарегистрирована в офшорной юрисдикции и тогда вообще не будет уплачивать никаких налогов.
В этой ситуации беспокойство ОЭСР выглядит вполне оправданным. «Постепенное усиление налогового регулирования деятельности цифровых платформ является обоснованным, учитывая их все возрастающую роль в качестве организаторов экономического взаимодействия путем посредничества в тех отношениях, которые раньше часто были в теневом секторе или имели форму трудовых отношений, – указывает Милоголов. – Дискуссионным вопросом для развития российской налоговой системы является то, насколько искажение налоговых условий в пользу самозанятых, работающих через платформы, по сравнению, например, с традиционной работой по найму является обоснованным в среднесрочной перспективе».
Россия пока не является членом ОЭСР и не обязана следовать ее рекомендациям. Однако в марте прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин поручил правительству разработать план восстановления связей с ОЭСР, разорванных в 2014 г. Так что вполне вероятно, что Россия будет учитывать тенденции развития налогового администрирования в странах – членах организации. В среднесрочной перспективе это может привести к уточнению законодательства в части определения как самой добавленной стоимости, так и условий ее учета при взимании НДС, а также при согласовании автообмена налоговой информацией с другими юрисдикциями для снижения риска двойного налогообложения.